Карта страницы

Экономика

Проблема неплатежей

*  Просроченная задолженность как объект финансового менеджмента

Попытка найти факторы и показатели, способные помочь в анализе просроченной задолженности компании и выявить основные причины ее появления основываясь на основных теориях платежного кризиса в России

 

Введение  2

1. Теории просроченной задолженности  2

1.1. Теория дефицита денег  2

1.2. Теория «бюджетного бумеранга»  2

1.3. Теория ценовой дискриминации  3

1.4. Теория новой промышленной структуры   3

1.5. Теория виртуальной экономики  4

1.6. Результаты исследований просроченной задолженности  4

2. Схема анализа и управления просроченной задолженностью   5

2.1. Схема анализа просроченной задолженности  5

2.2. Управление просроченной задолженностью   6

3. Анализ задолженности авиапредприятия «Горный Алтай»  7

3.1. Проверка гипотез о причинах роста задолженности  7

Анализ структуры прироста кредиторской задолженности  10

3.2. Модели конкурентоспособности и виртуальных цен  11

Заключение  12

Список литературы   12

Подробнее обо мне

Гостевая страница

Публикации

Экономика

Управление

Экология

История

Философия

Право

!!Купить книгу !!!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Начало раздела

Просроченная задолженность как объект финансового менеджмента

 

Введение

Просроченная задолженность считается негативным и из ряда вон выходящим явлением в бизнесе. В литературе по финансовому менеджменту тема в основном ограничивается рекомендациями сокращать просроченную задолженность и не допускать ее появления. В лучшем случае рекомендуется учитывать определенный процент просроченной и безнадежной задолженности при составлении бюджета продаж. Однако, как показывает мировой опыт, не платить до крайнего срока — это очень распространенная практика.

В России просроченная задолженность вообще является неотъемлемой частью экономики последних 10 лет. В последние 4 года она составляет 40-30 % от валового внутреннего продукта. Эта проблема тесно связанна с бартеризацией экономики и обилием денежных суррогатов. О сущности этого явления до сих пор ведутся споры, существует несколько гипотез, объясняющих его причины и предлагающих свои методы решения проблемы. Кроме того, в 1994 и 1997 г. исследования были проведены правительственной комиссией.

Целью данной работы является попытка найти факторы и показатели, которые помогли бы проанализировать просроченную задолженность компании, выявить основные причины ее появления. Кроме того, можно попытаться предложить меры финансового менеджмента, которые бы позволили эффективно управлять компанией в условиях большой просроченной задолженности, и, если это не удается, разработать меры по сокращению задолженности.

Для этого анализируются гипотезы о развитии этого явления, рассматриваются материалы исследований, анализируется зарубежный опыт.

В последней главе работы проанализирована финансовая отчетность конкретного предприятия, с целью апробировать разработанную методику анализа.

1. Теории просроченной задолженности

Существует ряд теорий о причинах резкого роста просроченной задолженности в российской экономике.

1. Теория дефицита денег.

2. Теория «бюджетного бумеранга».

3. Теория ценовой дискриминации.

4. Теория новой промышленной структуры.

5. Теория виртуальной экономики.

6. Рассмотрим каждую из них.

1.1. Теория дефицита денег

Теория дефицита денег была выдвинута экономистами Института экономики РАН [1. — С.3]. Согласно ей, в период с 1992 по 1995 гг. в России наблюдались высокие темпы инфляции, причиной которой было резкое повышение цен монополистами и сырьевыми отраслями (инфляция издержек). При этом правительство и Центральный Банк проводили монетаристкую кредитно-денежную политику ограничения роста денежной массы. В результате этого отношение денежной массы к объему валового внутреннего продукта (ВВП) — коэффициент монетизации ВВП — уменьшился с 70 % в 1991 г. до 10 % в 1995 г.. Нормальное соотношение этих показателей для зарубежных стран — 70-100 %. Таким образом, стало объективно не хватать денег для обеспечения сделок и предприятия были вынуждены для обеспечения продолжения выпуска продукции приобретать сырье, материалы и отпускать свою продукцию в долг.

Кроме того, в условиях инфляции предприятия облагались дополнительно т.н. инфляционным налогом. Себестоимость продукции формировалась при меньшем уровне цен, а выручка при большем. Поэтому налог на прибыль завышался, хотя для начала нового производственного цикла нужно было уже гораздо больше средств на сырье и материалы.

Для характеристики обесценения и изъятия оборотных средств используется коэффициент отношения оборотных средств к основным. Этот коэффициент уменьшился в несколько раз с 1991 г.

Для нормализации денежного обращения и структуры баланса предприятий рекомендуется отказаться от монетаристкой политики, увеличить денежную массу, провести зачет взаимной задолженности и увеличить оборотные средства предприятий путем предоставления централизованных кредитов.

1.2. Теория «бюджетного бумеранга»

Другая теория отводит основную роль в образовании просроченной задолженности кризису системы государственных финансов [2. — С.3]. Государство приобретает товары и услуги оборонного комплекса, коммунальных предприятий и др., но не может расплатиться за них. По оценке, 1 рубль неплатежей из бюджета порождает 5-6 рублей неплатежей в остальной экономике. А это, в свою очередь вызывает неуплату налогов предприятиями и вновь неплатежеспособность бюджета.

Однако неплатежи бюджета исполнительная власть объясняет низкой собираемостью налогов и большой недоимкой. Неплатежи из бюджета предприятиям уравновешиваются неплатежами налогов предприятиями бюджету. Расходы государства должны быть равны обязательствам перед ним, тогда бюджет не может стать причиной неплатежей в экономике.

Но, как показывают исследования реальных расходов бюджета, фактическая стоимость потребленных бюджетными учреждениями товаров, работ, услуг может значительно превышать лимиты бюджетного финансирования. Это особенно актуально для коммунальных услуг. До того как будет осуществлен полный переход на казначейскую систему исполнения бюджета (когда контролируется объем принятых бюджетных обязательств), может складываться ситуация, что бюджет не может оплатить все свои обязательства. И тогда это может стать причиной цепи неплатежей между предприятиями.

Решение этой проблемы заключается в приведении расходов бюджета в соответствии с его доходами (даже без условия их своевременной оплаты это не позволит бюджету стать инициатором наплатежей). Если же государство будет расплачиваться вовремя и только деньгами, то это уменьшит остроту неплатежей для других предприятий.

1.3. Теория ценовой дискриминации

Связывает появление просроченной задолженности с поведением предприятий — монополистов [3. — С.1]. Прежде всего это относится к естественным монополистам — электроэнергетике, газовой промышленности, железнодорожному транспорту. Согласно теории поведения монополиста, максимальную прибыль он может получить продавая продукцию каждому покупателю по индивидуальной для него цене, а не по единой для всех. Максимальная прибыль при единой цене достигается, когда предельные издержки равны предельному доходу, поскольку чтобы увеличить прибыль приходится сокращать цену для расширения продаж. Максимальная прибыль при индивидуальной цене достигается, когда предельные издержки равны цене, поскольку чтобы увеличить прибыль нужно лишь продать дополнительную единицу продукции, хотя и по меньшей индивидуальной цене. Соотношения прибылей показаны на рисунке 1.

Рисунок 1

Соотношения прибылей при обычной ситуации и ценовой дискриминации

Необходимым условием для ценовой дискриминации является невозможность перепродавать товар (иначе купившие товар дешевле будут продавать его покупавшим его дороже). Это условие выполняется для энергетики и транспорта.

В условиях России начала 90-х годов, при высокой инфляции, ценовую дискриминацию можно было осуществлять требуя оплаты сразу или через какое-то время. Чем позже происходит оплата, тем ниже реальная цена товара. Поэтому естественный монополист может резко поднять цену и отпускать товар на условиях оплаты в разные сроки. При этом он задерживает оплату поставщикам, ссылаясь на долги покупателей (прежде всего бюджетных учреждений). Поставщики не платят своим поставщикам, образуя цепь неплатежей, не платят налоги, а бюджет не может финансировать бюджетные учреждения. Круг замыкается.

Для решения этой проблемы предлагается установить более строгий контроль за естественными монополиями и снизить их тарифы в 3-10 раз.

1.4. Теория новой промышленной структуры

Следующая теория учитывает роль менеджмента и собственников, контролирующих предприятие [4].

Согласно ей, неплатежи — это способ ухода от налогов, вывода активов и личного обогащения менеджеров.

Менеджмент или собственники, контролирующие предприятие в российских условиях, могут и не иметь цели на стабильное функционирование предприятия в долгосрочной перспективе.

Если их контроль в будущем может быть поставлен под сомнение, то их целью может быть вывод денежных потоков с предприятия. Для этого создаются посреднические фирмы, которые поставляют сырье и материалы на предприятие и забирают готовую продукцию. Оплата производится в размерах, необходимых для оплаты труда и налогов, в остальной части накапливается задолженность. Денежные потоки проходят через посреднические структуры, которые полностью принадлежат менеджменту или собственникам, и становятся их собственностью.

Деньги на оплату труда также могут выводиться с предприятия, ограничивая расходы на персонал.

Если на счетах предприятия нет денег, то несмотря на задолженность по налогам и значительные штрафные санкции, предприятие может не платить налоги, а налоговая инспекция не может взыскать их в бесспорном порядке. Таким образом, через посреднические фирмы можно вывести средства, причитающиеся государству. А эти посредники могут быть зарегистрированы в зонах с льготным налоговым режимом или быть фирмами-однодневками, не предоставляющими отчетность. От банкротства предприятие может долгое время защищать социальная значимость предприятия для обеспечения занятости. Если же угроза взыскания имущества становится слишком вероятной, то производственные активы переводятся в другую фирму, которая еще не имеет проблем с долгами.

Все это приводит, также, к появлению институциональной проблемы, когда существует множество организаций и людей, которые получают доход от существования проблемы неплатежей и заинтересованы в ее сохранении. Они будут противодействовать ее решению и ослаблению.

Для разрушения сложившейся новой промышленной структуры рекомендуется осуществлять более тщательный контроль за взаимной связью собственников и руководства фирм, осуществляющих хозяйственные связи. Кроме того рекомендуется защищать права собственников от менеджеров, мелких акционеров от крупных.

1.5. Теория виртуальной экономики

Согласно этой теории неплатежи обусловлены неадаптированностью российских предприятий к условиям рыночной, конкурентной экономики [5].

Российская промышленность остается неконкурентоспособной и цены на ее продукцию существенно завышены по сравнению с качеством. Однако, продажа товаров по ценам ниже себестоимости фактически невозможна, поскольку требовалось уведомление налоговой инспекции, и налогообложение вплоть до 1999 г. осуществлялось по ценам не ниже фактической себестоимости. Кроме того продажа в убыток ухудшит показатели баланса, а если соответствующей акции не будет со стороны поставщиков, то и разорит предприятие. Поэтому предприятия предпочитали продавать товар за цены, обеспечивающие рентабельность, но получать сразу лишь часть денег, а остальное через некоторое время или вообще в виде безнадежной задолженности. Также вынуждены были поступать и его поставщики.

Таким образом, предприятия формально оставались рентабельными, хотя ни их цены, ни баланс, ни отчет о прибылях не отражали реального состояния.

Такое положение будет сохраняться до тех пор, пока эффективные собственники, способные произвести снижение уровня затрат, не скупят долги таких предприятий и установят над ними контроль. Тогда можно будет изменить технологии и структуру цен.

1.6. Результаты исследований просроченной задолженности

В результате исследований, проведенных в середине 1994 года правительственная комиссия пришла к выводу, что из 15 обследованных предприятий в 1993 г. 10 оказались неплатежеспособны (на них приходилось около 20 % просроченной задолженности в экономике России) [7].

Однако сравнение их состояния с 1989 годом и платежеспособными предприятиями, показало, что это не было следствием недостаточности оборотных средств. За базу сравнения была принята величина активов производства прибыли (запасы и затраты). Как видно из таблицы 1 по сравнению с 1989 г. и платежеспособными предприятиями неплатежеспособные привлекли гораздо больше денежных средств и средств в расчетах на 1 активов производства прибыли.

Таблица 1

Структура оборотных фондов

Структура

1989 г.

все

1993 г.

платежеспособные

неплатежеспособные

Оборотные фонды

137

137

403

активы производства прибыли

100

100

100

другие

37

37

303

дебиторская задолженность

18

24

221

денежные средства

8

10

74

прочие

11

3

8

Причем финансирование оборотных средств этих предприятий осуществлялось преимущественно за счет кредиторской задолженности другим предприятиям (таблица 2).

Таблица 2

Источники формирования оборотных фондов

Источники финансирования

1989 г.

все

1993 г.

платежеспособные

неплатежеспособные

Оборотные фонды

137

137

403

собственные средства

96

82

27

заемные средства

41

55

376

банков

21

1

31

поставщиков

18

41

298

бюджет и фонды

2

10

36

внутренняя задолженность

0

3

11

Причем потребность в больших заемных оборотных средствах не обуславливалась низкой доходностью предприятий. Как видно из таблицы 3, реализация и чистые доходы на рубль активов производства прибыли у неплатежеспособных предприятий выше.

Таблица 3

Реализация и чистые доходы на рубль активов производства прибыли

 

1989 г.

все

1993 г.

платежеспособные

неплатежеспособные

Реализация на 1 руб. активов производства прибыли

5,5

4,8

7,0

Чистые доходы на 1руб. активов производства прибыли

0,49

1,15

1,68

Комиссия пришла к выводу, что в 1993 г. существовало несколько предприятий — «архитекторов» неплатежей, которые инициировали большую долю неплатежей в экономике. Причем их неплатежеспособность связана с извлечением выгод из использования заемных средств других предприятий, а не с трудностями финансирования.

Межведомственная балансовая комиссия пришла к схожим выводам в 1997 г. на основе обследования 210 предприятий [8, 9].

2. Схема анализа и управления просроченной задолженностью

2.1. Схема анализа просроченной задолженности

Опираясь на теории просроченной задолженности можно предложить следующую схему анализа состояния и динамики задолженности на конкретном предприятии.

I. Анализ утери и обесценения оборотных средств.

1. Индекс изменения реальных оборотных активов.

Равен отношению реальных отчетных оборотных средств (скорректированных на индекс роста оптовых цен промышленности) к базисным оборотным средствам.

I=(ОбС1/Iоцп)/ОбС0

Индексы оптовых цен промышленности приведен в таблице 4 [6].

Таблица 4

Индексы оптовых цен промышленности

Год

1991

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

Iоцп

2,38

20,49

9,87

3,33

2,753

1,257

1,074

1,232

Индекс показывает реальную утерю и обесценение или реальный рост оборотных средств предприятия. Может рассчитываться и в фактических ценах.

2. Индекс изменения реальных запасов и затрат (оборотные активы без денежных средств и дебиторской задолженности).

Равен отношению реальных отчетных запасов и затрат (скорректированных на индекс роста оптовых цен промышленности) к базисным запасам и затратам.

I=(АПП1/Iоцп)/АПП0

Показывает реальное изменение части оборотных средств, непосредственно используемых при производстве и реализации продукции. Может рассчитываться и в фактических ценах.

3. Индекс изменения реальных расчетных активов (денежные средства и дебиторская задолженность).

Равен отношению расчетных активов отчетного периода (скорректированных на индекс роста оптовых цен промышленности) к базисным расчетным активам.

I=(РА1/Iоцп)/РА0

Показывает реальное изменение части оборотных средств, используемых при расчетах за продукцию и ресурсы предприятия. Может рассчитываться и в фактических ценах.

4. Индекс обеспеченности основных средств оборотными.

Равен отношению оборотных средств к внеоборотным.

I=ОбС/ВнС

Показывает, сколько рублей оборотных средств приходится на 1 рубль внеоборотных средств. Может рассчитываться и в фактических ценах.

5. Коэффициент оборачиваемости основных и оборотных средств.

Равен отношению выручки от реализации к оборотным или внеоборотным средствам.

I=Р/ОбС,          I=Р/ВнС

Показывает интенсивность использования средств предприятия, используется для дополнения анализа утери и обесценения оборотных средств. Может рассчитываться и в фактических ценах.

6. Коэффициент изменения реального собственного оборотного капитала.

Равен отношению разности текущих активов и текущих пассивов (скорректированных на индекс роста оптовых цен промышленности) отчетного периода к разности базисного периода.

I=((ТА1-ТП1)/Iопц)/(ТА0-ТП0)

Показывает темп утери и обесценения или роста собственного оборотного капитала. Может рассчитываться и в фактических ценах.

II. Анализ дебиторов и кредиторов предприятия.

1. Анализ дебиторской и кредиторской задолженности государства.

Анализируется отношение задолженности бюджетных учреждений и других распорядителей бюджетных средств перед предприятием и задолженность предприятия по налогам и платежам во внебюджетные фонды.

Если сальдо в пользу предприятия, то можно сказать, что государство инициирует неплатежи предприятия. По возможности штрафы и пени следует учитывать отдельно от основного долга по налогам. Поскольку предприятие не может применить подобные санкции к государству, они могут искажать картину.

Если сальдо не в пользу предприятия, то задолженность государства нельзя отнести к причинам неплатежеспособности предприятия.

2. Анализ хозяйственных связей с естественными монополистами.

Если предприятие имеет значительную задолженность перед естественным монополистом, то вероятно, что большая социальная значимость предприятия гарантирует ему обеспечение продукцией естественных монополий без своевременной оплаты.

Если подавляющая доля дебиторской задолженности предприятия приходится на естественного монополиста, то, вероятно, что специфика продукции предприятия делает ее пригодной только в одной отрасли с единственным потребителем — монополистом. Пользуясь этим, монополист может не оплачивать продукцию своевременно.

3. Анализ связей с посредниками.

Значительная доля посредников среди потребителей и поставщиков предприятия в ущерб прямым участникам технологической цепи может указывать на вывод денежных потоков с предприятия. Также прямые связи с потребителями и производителями свидетельствуют о других причинах неплатежей.

III. Анализ специфики производимых товаров, работ, услуг.

1. Для товаров, работ, услуг естественных монополистов.

Если специфика товаров, работ, услуг предприятия позволяют отнести его к естественным монополистам, то необходимо произвести анализ уровня затрат и прибыли предприятия по сравнению со среднеэкономическими, провести анализ наличия ценовой дискриминации покупателей по срокам платежа.

Следует также проанализировать долю в реализации и дебиторской задолженности бюджетных учреждений, населения и платежеспособных предприятий.

Наличие большой доли задолженности последних может свидетельствовать о неверной кредитной политике.

2. Для товаров народного потребления.

Если предприятие — производитель высоколиквидных товаров народного потребления — имеет большую дебиторскую задолженность, то это может свидетельствовать о выводе с предприятия денежных потоков. Если посредники контролируют поставку сырья и реализацию продукции на предприятии, то вероятны ошибки непрофессионального менеджмента, вынужденного фактически передать контроль над денежными потоками в другие руки.

IV. Анализ структуры и прироста кредиторской задолженности.

Позволяет выявить цели менеджмента. Большая доля в структуре и приросте задолженности по налогам указывает на приоритет других целей и контрагентов в деятельности предприятия. Также может свидетельствовать об уходе от налогов.

Большая доля задолженности по зарплате свидетельствует о слабости позиций трудового коллектива или о завышенной, по мнению менеджмента, зарплате.

Большая доля задолженности поставщикам говорит о первоочередности интересов бюджета и работников или о выводе части денежных потоков с предприятия без конфликта с другими контрагентами.

V. Анализ структуры цены.

Заключается в сравнении цены предприятия с ценами на аналогичный товар, но на полностью ликвидном рынке. То есть, сколько бы дали за этот товар деньгами и сразу.

Можно провести этот анализ по доли денежного расчета в выручке. Также анализируются цены поставщиков предприятия.

Доля в цене денежной составляющей покажет уровень реальной, не виртуальной стоимости товара и относительную конкурентоспособность предприятия.

2.2. Управление просроченной задолженностью

Мировая практика показывает, что не платить по счетам вовремя — частая политика поведения в области расчетов. Чем больше просрочена кредиторская задолженности, тем больше выгоды от использования дополнительных денежных средств. Кроме того, покупатели предприятия также стремятся отсрочить оплату счетов до последнего срока. Поэтому предприятие должно постоянно следить за своей ликвидностью и адекватно реагировать на изменения в платежном поведении покупателей и кредитной политике поставщиков. При прочих равных условиях, увеличение дебиторской задолженности на единицу должно вызвать определенные действия предприятия:

— уменьшается плановая денежная ликвидность предприятия — денежные средства,

— запасы не восполняются до планового уровня,

— этот прирост задолженности переуступается с дисконтом,

— задерживается оплата счета поставщика, налоговые выплаты или зарплата,

— привлекаются дополнительные заемные или собственные источники финансирования,

— приостанавливаются инвестиции в активы.

Конечно незначительные колебания дебиторской задолженности не вызывают ответных действий. Должен быть установлен какой-то порог чувствительности по всей сумме задолженности и по отдельным значимым дебиторам.

Работа с дебиторами, задерживающими оплату, т.н. дебиторский контроль, должна постоянно вестись на предприятии.

В зарубежной практике (Великобритания) приняты меры работы с дебиторами, представленные в таблице 5 [10].

Таблица 5

Меры работы с дебиторами в Великобритании

Меры

Сфера деятельности покупателя

Розница

Сфера обслуживания

Производство

Срок кредита

7 дней

14 дней

30 дней

Счет

немедленно

Стеймент

в конце календарного месяца

Контакт

21-30 дней

30-45 дней

60-90 дней

Письмо

30-45 дней

45-60 дней

90-120 дней

Прекращение поставок

30-45 дней

45-60 дней

90-120 дней

Решительные действия

 > 45 дней

> 60 дней

> 120 дней

Стеймент представляет собой напоминание о задолженности, обобщающее всю задолженность поставщика и указанием крайнего срока платежа.

Контакт включает личную встречу с должником или телефонные переговоры, когда подтверждается признание задолженности, выясняются причины задержки.

Письмо официально уведомляет о претензиях к должнику, содержит предупреждение о прекращении поставок и решительных действиях.

Решительные действия могут включать подключение юрисконсульта к работе с дебитором, уступку долга фирме по «выколачиванию» долгов, обращение в суд.

Важна также предварительная стадия работы с покупателем, знакомство с рекомендациями, определение кредитной политики к конкретному дебитору.

Использование скидок за своевременную оплату также может быть ценным инструментом управления просроченной задолженностью. При этом важен срок при заданном уровне процента по кредитам, до которого нужно задержать платеж, чтобы потери от неиспользования скидки были бы сведены на нет выгодами от использования бесплатных заемных средств (срок компенсации скидки). Этот срок равен:

N=ln(1/(1-S/100))/ln(1+i/100).

Где S — процент скидки от цены товара, i — ставка процента по кредитам. Для i=35 % этот срок для разных размеров скидки рассчитан в таблице 6:

Таблица 6

Срок компенсации скидки при ставке процента 35 %

Скидка, %

1

2

3

4

5

10

20

30

Срок, дней

12

25

37

50

62

128

271

434

Проблема заключается в том, что при сравнительно небольшой скидке должник может задержать платеж, и выплатить сумму со скидкой, отсрочив не заработанную скидку на еще больший срок (сославшись, что не заметил невыполнения условия скидки). Тогда он фактически воспользуется скидкой. А из-за небольшого процента неоплаченной скидки начинать решительные меры против дебитора нерентабельно (тем более, если он является постоянным клиентом).

В российских условиях управление просроченной задолженностью осложнено ее значительной накопленной величиной. В этих условиях попытка сократить или вернуть ее приведет к фактическому прекращению деятельности. Трудности составляет также взыскание долгов через судебную систему.

Хотя есть примеры успешного резкого повышения доли оплаченных поставок. Однако это примеры для производителей ликвидных товаров народного потребления, когда с помощью ультиматума о полной оплате товаров, избавлялись от бартерных сделок с посредниками.

Интересно в управлении также модель определения относительной конкурентоспособности, когда для анализа и формирования финансовых показателей используется только денежный поток, и модель виртуальной цены, когда манипуляция неоплаченной составляющей цены позволяет менять финансовые показатели.

Две эти модели рассмотрены в практической части на примере конкретной компании.

3. Анализ задолженности авиапредприятия «Горный Алтай»

3.1. Проверка гипотез о причинах роста задолженности

Авиапредприятие «Горный Алтай» занимается авиаперевозками грузов и пассажиров на территории Республики Горный Алтай. Предприятие имеет парк самолетов и вертолетов из 9 единиц. Основными потребителями услуг предприятия являются: население, лесоохрана, республиканская больница, воинская часть. Основная масса дебиторской и значительная часть кредиторской задолженности просрочена.

Деятельность предприятия за 1997 год в натуральных и стоимостных показателях характеризует следующая отчетность.

Таблица 7

Натуральные показатели деятельности в 1996-1997 г.

Показатели

ед. изм.

Объем работ

Темпы роста

Выполнение плана

1996

1997

факт

прогноз

факт

1. Перевезено пассажиров

чел.

3440

3000

1564

-55%

52%

2. Перевезено грузов

тонн

54

100

42

-22%

42%

3 Налет всего

час.

1347

700

445

-67%

64%

самолеты

час.

392

 

 

-100%

 

вертолеты

час.

955

700

445

-53%

64%

Таблица 8

Отчет о прибылях и убытках и структуре себестоимости в1996-1997 г., млн. руб.

 

1996

1997

Выручка

2297

5060

Себестоимость

-3140

-8318

Материальные затраты

630

1002

Оплата труда

1205

1812

Отчисления в социальные фонды

466

698

Амортизация

806

1933

Прочие

32

2873

Прибыль (убыток) от реализации

-843

-3258

Прибыль (убыток) от внереализационной деятельности

-228

-862

Отвлеченные средства

-656

-3356

Нераспределенная прибыль (убыток)

-1727

-7476

Таблица 9

Движение и структура дебиторской задолженности в 1997 г., млн. руб.

Показатели

Начало года

Возникло

Погашено

Конец года

Изменение

Расчеты с дебиторами

1170,3

695

2,9

1862,4

692,1

с бюджетом

0,5

153,6

 

154,1

153,6

за услуги

1164,6

541,3

 

1706

541,4

прочие

5,2

 

2,9

2,3

-2,9

Таблица 10

Движение и структура кредиторской задолженности в 1997 г., млн. руб.

Показатели

Начало года

Возникло

Погашено

Конец года

Изменение

Расчеты с кредиторами

4897

9499

4411

9985

5088

за услуги

3835

1401

2974

2262

-1573

по оплате труда

272

1820

1437

655

383

по налогам

790

6278

 

7068

6278

Таблица 11

Укрупненный баланс за 1997 г., млн. руб.

АКТИВЫ

Начало года

Конец года

Внеоборотные активы

7392

33458

по остаточной стоимости

7385

33445

Оборотные активы

2757

2325

Запасы и затраты

1575

463

Денежные средства

12

0

Дебиторская задолженность

1170

1862

Убытки

3039

10517

БАЛАНС

13188

46300

ПАССИВЫ

Начало года

Конец года

Капитал и резервы

8271

36185

Уставный капитал

4

4

Добавочный капитал

8267

36181

Заемные средства

4917

10115

Долгосрочные кредиты и займы

20

0

Краткосрочные кредиты и займы

0

130

Кредиторская задолженность

4897

9985

БАЛАНС

13188

46300

Дебиторская задолженность предприятия выросла на 59 %, кредиторская — на 104 %.

Проведем анализ задолженности авиапредприятия «Горный Алтай» по предложенной выше схеме.

I. Анализ утери и обесценения оборотных средств.

1. Индекс изменения оборотных активов.

Для номинальных значений равен 0,84 или –16 % (=2325/2757).

Для реальных значений равен 0,79 или –21 % (=2325/1,074/2757).

2. Индекс изменения запасов и затрат.

Для номинальных значений равен 0,29 или –71 % (=463/1575).

Для реальных значений равен 0,27 или –73 % (=463/1,074/1575).

3. Индекс изменения расчетных активов.

Для номинальных значений равен 1,58 или +58 % (=1862/1182).

Для реальных значений равен 1,47 или +47 % (=1862/1,074/1182).

4. Индекс обеспеченности основных средств оборотными.

Для начала года равен 0,37 (=2757/7392).

Для конца года равен 0,07 (=2325/33458).

5. Коэффициент оборачиваемости основных и оборотных средств.

Для оборотных средств изменился с 0,83 до 2,18 раз (=2297/2757 и =5060/2325).

Для внеоборотных средств изменился с 0,31 до 0,15 раз (=2297/7392 и =5060/33458).

6. Коэффициент изменения собственного оборотного капитала.

Оборотный капитал предприятия равен нулю в базовом и отчетном периоде.

 

Таким образом, анализ с позиции теории дефицита денег показывает картину утери и обесценения оборотных средств предприятия. Причем уменьшение произошло за счет резкого уменьшения запасов и затрат (на 73 % в реальном выражении), расчетные активы наоборот выросли (на 47 % в реальном выражении) за счет задолженности потребителей. Коэффициент обеспеченности основных средств оборотными уменьшился с 0,37 до 0,07 руб. на 1 руб. внеоборотных активов. Оборачиваемость оборотных активов и интенсивность их использования увеличилась с 0,83 раз до 2,18 раз.

Однако, стоит заметить, что для предприятия, предоставляющего транспортные услуги запасы и затраты не имеют такого значения, как для производства. Резкое уменьшения обеспеченности внеоборотных средств оборотными связано в основном с ростом стоимости основных средств в результате переоценки, а не с уменьшением средств в обороте. Об этом свидетельствует и уменьшение оборачиваемости внеоборотных средств с 0,31 до 0,15 раз.

Как показывает более детальный анализ, уменьшение реальных оборотных средств лишь в незначительной мере связано с инфляцией (реальные и номинальные коэффициенты мало отличаются). Из общей суммы уменьшения запасов и затрат (1112 т. руб.) на увеличение дебиторской задолженности пошло 62 % (692 млн. руб.), остальные 38 % — утеряны в убытках.

Таким образом, утеря и обесценение оборотных средств предприятия мало связана с инфляцией, инфляционным налогом. Рост просроченной задолженности также не связан с этим.

Рост кредиторской задолженности можно связать с нехваткой оборотных средств предприятия, однако причина утери средств в обороте — рост убытков; с этим и следует связывать рост кредиторской задолженности.

II. Анализ дебиторов и кредиторов предприятия.

1. Анализ дебиторской и кредиторской задолженности государства.

Основные потребители услуг предприятия — бюджетные учреждения, поэтому прирост дебиторской задолженности покупателей в 541,3 млн. руб. можно отнести на их счет (другой основной потребитель — население — своевременно вносит оплату). С прямой задолженностью бюджета по финансированию предприятия прирост дебиторской задолженности государства перед предприятием составил 695 млн. руб. или 100 % прироста. Всего на государство приходится 99,8 % задолженности.

Предприятие за 1997 г. увеличило задолженность государству на 6278 млн. руб. (66 % суммы прироста), доля государства среди кредиторов предприятия увеличилась с 16 % (790 млн. руб.) до 71 % (7068 млн. руб.).

Таким образом, нельзя сказать, что проблема неплатежей предприятия связана с неоплатой государством своих счетов. Наоборот, предприятие решает свои проблемы за счет невыполнения обязательств перед государством.

Теория «бюджетного бумеранга» для данного предприятия не применима.

2. Анализ хозяйственных связей с естественными монополистами.

Основную массу потребляемых авиапредприятием товаров и услуг составляют топливо и услуги аэродромного и авиадиспетчерского хозяйства. Аэродром и авиадиспетчерская являются естественными монополистами. Конкуренция на данном рынке ограничена значительными затратами на возведение нового аэропорта.

Однако, предприятие сокращает свою задолженность по приобретаемым товарам и услугам: абсолютное сокращение составило 1573 млн. руб., доля задолженности поставщикам уменьшилась с 78 % до 23 %.

Таким образом, если раньше предприятие формировало значительную часть своего имущества за счет неплатежей поставщикам — естественным монополистам (возможно пользуясь социальной значимостью оказываемых услуг), то в текущем году этот фактор перестал играть роль.

Среди покупателей предприятия естественных монополистов нет.

3. Анализ связей с посредниками.

Реализация продукции происходит без участия посредников. Услуги аэропорта поставляются производителем непосредственно. Посреднические организации — поставщики материальных ресурсов могут использоваться для вывода денежных потоков с предприятия (учитывая приоритетный порядок расчета с ними), однако это маловероятно в больших объемах. Проверка этой гипотезы требует анализа связей руководства предприятия с посредниками.

III. Анализ специфики производимых товаров, работ, услуг.

1. Услуги авиапредприятия можно отнести к монопольному товару на внутреннем рынке авиаперевозок Горного Алтая. Однако эластичность спроса по цене очень большая (спрос значительно сокращается при росте цены), поэтому осуществление монополистической деятельности практически невозможно. Отсутствие прибыли, невысокий уровень оплаты труда указывают на отсутствие монопольной прибыли. Кроме того, низкие темпы роста дебиторской задолженности по отношению к выручке свидетельствуют, что ценовая дискриминация методом изменения срока платежа отсутствует.

2. По услуге массового потребления высокой ликвидности — авиаперевозкам населения — дебиторская задолженность не накапливается. Вывод денежных потоков не производится.

IV. Анализ структуры и прироста кредиторской задолженности.

Таблица 12

Анализ структуры прироста кредиторской задолженности

Показатели

Начало года

Возникло

Погашено

Конец года

Изменение

Расчеты с кредиторами

100,0%

100,0%

100,0%

100,0%

100,0%

за услуги

78,3%

14,7%

67,4%

22,7%

-30,9%

по оплате труда

5,6%

19,2%

32,6%

6,6%

7,5%

по налогам

16,1%

66,1%

0,0%

70,8%

123,4%

Как показывает анализ структуры прироста кредиторской задолженности, у менеджеров предприятия наметилась смена приоритетов в целях финансирования. Выполнение обязательств перед государством стало менее важным, чем выполнение обязательств перед поставщиками. Им было направлено 67,4 % средств на погашение задолженности, а государству — ничего, хотя структура возникших обязательств — обратная. Приоритет трудового коллектива остался достаточно высоким. В результате этого доля государства в кредиторской задолженности выросла с 16 % до 71 %, доля поставщиков — упала с 78 % до 23 %.

Хотя это и объясняется необходимостью приобретения товаров и услуг, достаточных для продолжения деятельности, это отражает и смену отношения государства, без которого невозможно такое резкое изменение политики уплаты налогов. Государство, признавая социальную значимость предприятия, косвенно берет на себя финансирование части убытков.

V. Анализ структуры цены.

Для данного предприятия нет возможности сравнить его цены с полностью ликвидным рынком, поскольку его услуги — единственные на рынке Горного Алтая. Поэтому проанализируем оплаченную и неоплаченную части цен.

Таблица 13

Определение оплаченной части цены

Расчеты

Сумма, млн. руб.

Оплаченная часть, млн. руб.

Доля оплаты

С покупателями

5060

4518

89%

С поставщиками и по обязательствам

9491

4403

46%

Услуги и товары

1401

2974

212%

Оплата труда

1812

1429

79%

Налоги и платежи

6278

0

0%

Доля оплаты показывает, каким должен был бы быть уровень цен, чтобы кредиторская и дебиторская задолженность не изменились. То есть, если уменьшить цену услуг предприятия на 11 %, то дебиторская задолженность перестала бы увеличиваться. То есть относительная неконкурентность продукции авиапредприятия равна 11 %. Также зарплата завышена на 21 %, налоги и платежи на 100 %. Конкуренция по предоставлению этих услуг достаточно высока, поэтому возможно оплачивать их не в полной мере (по налогам учитывается также социальная значимость услуг предприятия). Услуги и товары, потребляемые предприятием, наоборот, недооценены на 112 %. То есть их конкурентоспособность достаточно высока, чтобы требовать полной оплаты и погашения накопленной задолженности. (Это верно, если не подтвердиться вывод денежных активов с предприятия.)

Можно сказать, что услуга авиапредприятия достаточно конкурентоспособно, поэтому она почти полностью оплачивается деньгами. Конкурентоспособность услуг кредиторов предприятия, наоборот, меньше их цены в 2 раза. Делать выводы по внутренней структуре обязательств предприятия не следует, поскольку в рассматриваемый период произошла смена приоритетов в оплате, что может быть следствием текущих потребностей.

3.2. Модели конкурентоспособности и виртуальных цен

Проведем дополнительный анализ — рассчитаем отчет о прибылях и убытках на основе цен и платежей, отчищенных от неоплаченной части, то есть при условии неизменности дебиторской, кредиторской задолженности и запасов.

Таблица 14

Отчет о прибылях и убытках по оплаченной структуре цен и платежей, млн. руб.

 

Реальный

Доля оплаты

По оплаченной части

Выручка

5060

89 %

4518

Себестоимость

-8318

105 %

-8696

Товары и услуги

2513

212 %

5335

Оплата труда

1812

79 %

1429

Отчисления в социальные фонды

698

0 %

0

Амортизация

1932

100 %

1932

Прочие (налоги)

1363

0 %

0

Прибыль (убыток) от реализации

-3258

128 %

-4178

Другие убытки (налоги)

-4219

0 %

0

Нераспределенная прибыль (убыток)

-7477

56 %

-4178

Таким образом, даже если цены придут в соответствие с относительной конкурентоспособностью товаров и услуг, предприятие все равно остается убыточным. Однако убытки сократятся на 44 %. Поэтому можно не учитывать версию, что взаимные неплатежи позволяют скрыть убытки предприятия (по теории виртуальной экономики), в оплаченных ценах рентабельность предприятия выше.

Смоделируем также отчет о прибылях и убытках и дебиторскую задолженность для виртуальных цен, обеспечивающих безубыточность, при условии неизменности запасов и затрат.

Таблица 15

Отчет о прибылях и убытках и движение денежных средств (модель), млн. руб.

 

Отчет о прибылях и убытках

Оплачено

Процент оплаты

Выручка

12537

4518

36%

Себестоимость

-8318

 

 

Товары и услуги

2513

5335,0

212%

Оплата труда

1812

1429

79%

Отчисления в социальные фонды

698

0

0%

Амортизация

1932

 

 

Прочие (налоги)

1363

0

0%

Прибыль (убыток) от реализации

4219

 

 

Другие убытки (налоги)

-4219

0

0%

Нераспределенная прибыль (убыток)

0

 

 

Таблица 16

Дебиторская и кредиторская задолженность в (модель), млн. руб.

 

Начало года

Возникло

Погашено

Конец года

Кредиторская задолженность

4897

10605

6764

8738

Дебиторская задолженность

1170

8019

0

9189

Таким образом, повысив цены и выручку в 2,48 раза, но оставив реальную оплату на прежнем уровне, предприятие может формально вести деятельность без убытков. При этом дебиторская задолженность растет большими темпами, чем кредиторская, то есть предприятие может успешно оправдывать свои неплатежи долгами покупателей. Эта модель наглядно демонстрирует действие виртуальных цен.

Однако, как уже было сказано, неплатежи, утеря оборотных средств связаны с убыточность производства.

Убытки (уменьшение имущества предприятия) были покрыты из источников, указанных в таблице 17.

Таблица 17

Источник покрытия убытков

Источник покрытия убытков

Сумма, млн.руб.

%

Прирост заемных средств

5114

68,4%

Краткосрочных займов

97,9

1,3%

Задолженности по зарплате

288,4

3,9%

Задолженность по налогам и платежам

4727,7

63,2%

Уменьшение внеоборотных средств (износ)

1932

25,8%

Уменьшение оборотных средств

432

5,8%

Итого

7478

100%

Заемные средства являются основным источником покрытия убытков, и рост убытков является основной причиной увеличения кредиторской задолженности и займов. Это и есть окончательный результат анализа.

Заключение

Просроченная задолженность остается достаточно острой проблемой российской экономики. Не смотря на десятилетнюю традицию изучения этой проблемы в России, до сих пор существует множество гипотез о сути этого явления и нет единого подхода к ее решению.

В связи с этим интересной является попытка проанализировать просроченную задолженность конкретного предприятия с позиций этих теорий. Ведь для различных предприятий действуют разные факторы, каждый из которых может быть проанализирован с позиций той или иной теории.

В результате, на основе пяти теорий просроченной задолженности разработана схема анализа этого явления на конкретном предприятии. С учетом мирового опыта проанализированы подходы к управлению просроченной задолженностью.

Методика проверена на конкретном предприятии. Анализ показал, что основной причиной проблемы неплатежей предприятия является хроническая убыточность предприятия. Именно покрытие убытков финансируется приростом кредиторской задолженности. Другие гипотезы о происхождении проблемы не подтвердились.

Анализ модели относительной конкурентоспособности показал, что предприятие останется неконкурентоспособным при учете только оплаченных затрат и доходов. Однако убытки при этом меньше. То есть для решения проблемы не достаточно макроэкономических процессов по приближении структуры цен к оплаченным составляющим. Необходимо изменение в системе управления затратами и резкое сокращение затрат.

Таким образом, схема анализа просроченной задолженности предприятия показала свою пригодность для анализа проблемы.

Список литературы

1. Абалкин А. Неплатежи: зри в корень // Экономика и жизнь. — 1998. — № 42. — С.3.

2. Веденеев Б., Суркевич С. Неплатежи как детище бюджета // Экономика и жизнь. — 1999. — № 19. — С.3.

3. Золотухин В. Ценовая дискриминация — главный фактор распределения неплатежей в экономике России // Общество и экономика. — 1996. — № 7. — С.78-83.

4. Кузнецов П. К характеристике текущего этапа кризиса неплатежей (неплатежи, бартер и новая промышленная организация в России) // www.expert.ru/common/seminars/c_tezis.shtml.

5. Шмелев Н. Неплатежи — проблема номер один в российской экономике // Вопросы экономики. — 1997. — № 4. — С.26-41.

6. Основные экономические индикаторы // Вопросы экономики. — 1998. — № 3. — С.141-147.

7. Найдена причина неплатежей // Коммерсантъ. — 1994. — № 34. — С.2-5.

8. Неплатежи: и штык не колет, и пуля не берет // Российская газета. — 1998. — 7 марта. — С.4-5.

10. Неплатежи: и штык не колет, и пуля не берет // Российская газета. — 1998. — 8 марта. — С.4-5.

11. Дебиторский контроль. Уч. пособ.: Пер. с англ. — М.: ТОО Инжениринго-консалтинговая Компания «Дека», 1993.-48 с.

г. Новосибирск, декабрь 2000 г.

 

Начало раздела

 

 

smartpage@narod.ru

Ó SMart inov.

29.09.2003

Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100Rambler's Top100Rambler's Top100

 

Hosted by uCoz