Карта страницы

Экономика

Проблема неплатежей

*  Проблема неплатежей в России

Теоретические основы проблемы неплатежей в России, основные мероприятия по решению проблемы на 1999-2000 гг.

 

Подробнее обо мне

Гостевая страница

Публикации

Экономика

Управление

Экология

История

Философия

Право

!!Купить книгу !!!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Начало раздела

Проблема неплатежей в России

 

 
Решение проблемы неплатежей (накопленной просроченной задолженности) в условиях трансформации экономики России — одна из актуальных задач в системе государственного управления. Степень проявления и динамика проблемы в 1992-2000 гг. представлена в таблице:

Просроченная кредиторская задолженность в РФ
(4 основные отрасли, на конец года, трлн. руб., с 1998 г. — млрд. руб.)

Показатель

1991

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

Просроченная кредиторская задолженность в % к ВВП

1,0

12,1

9,5

14,8

14,7

22,8

28,5

38,4

23,4

17,6

Не смотря на то, что в последние два года доля просроченной задолженности в ВВП падает, ее объем все еще остается значительным, кроме того, номинальная сумма задолженности по-прежнему растет.

Можно выделить 5 основных теорий, объясняющих появление и развитие проблемы неплатежей.

1) Теория потери оборотных средств — инфляция начала 90-х годов и финансовая политика, направленная на ограничение роста денежной массы привели к обесценению оборотных средств предприятий и недостатку средств для осуществления своевременных расчетов.

2) Теория ценовой дискриминации — получение дополнительной прибыли монополиями за счет установления различных цен потребителям с различной платежеспособностью. В условиях инфляции при формально едином тарифе естественные монополии могли осуществлять ценовую дискриминацию, получая вовремя задолженность с платежеспособных потребителей, и через какое-то время — с неплатежеспособных.

3) Теория бюджетного бумеранга — цепь неплатежей предприятий друг другу инициирована неоплатой государства и муниципалитетов по государственному и муниципальному заказу и неплатежами бюджетных организаций из-за недофинансирования.

4) Теория новой промышленной политики. Неплатежи — это способ ухода от налогов, вывода финансовых средств с предприятия в пользу недобросовестного менеджмента, способ преднамеренного банкротства предприятий для установления контроля над ним.

5) Теория виртуальной экономики. С помощью неплатежей реально убыточные и неконкурентоспособные в основной своей массе российские предприятия могут поддерживать высокие бухгалтерские показатели выручки, прибыли и рентабельности, хотя реально, в виде “живых денег” эта выручка и прибыль никогда не будут получены из-за не конкурентоспособности продукции.

В реальной государственной политике по решению этой проблемы находили применение все эти теории.

В 1992 г. проводилась индексация оборотных средств предприятий, взаимозачет долгов и кредитование. Была изменена система расчетов между предприятиями, введено новое положение о безналичных расчетах.

В 1994-1997 гг. упор делался на ликвидацию долгов по налогам и совершенствование контроля за их сбором. В массовом порядке осуществлялись зачеты по задолженности бюджета. Совершенствовалась система расчетов с использованием вексельного обращения. Ужесточался контроль за естественными монополиями.

В 1998-2000 гг. в три этапа проводилась реструктуризация задолженности предприятий перед бюджетом и внебюджетными фондами. Прекращена практика зачетов в федеральный бюджет.

В настоящее время можно выделить два перспективных направления решения проблемы неплатежей, которые отражаются в государственной политике:

— продажа дебиторской задолженности должника на торгах с зачетом вырученной суммы в счет погашения задолженности. Продажу дебиторской задолженности осуществляет Федеральный долговой центр и уполномоченные им организации (в настоящее время функции ФДЦ переданы Российскому фонду федерального имущества) по решению суда или по инициативе самого должника. Основная трудность на пути этого метода — отказ Министерства по налогам и сборам перейти на взимание налогов с суммы, полученной предприятием за дебиторскую задолженность на торгах, вместо номинальной суммы задолженности.

— сетевое квотирование — практика взаимозачета задолженности по замкнутым цепочкам неплатежей между предприятиями. Для этого предприятия с 1998 г. в своей отчетности сдают полную расшифровку своих дебиторов и кредиторов в Федеральное агентство правительственной связи и информации. Однако сетевое квотирование до сих пор не проводится. Основная проблема заключается в том, что реальные стоимости одинаковых сумм задолженностей могут не совпадать (из-за различного положения предприятий-должников), хотя для зачета они принимаются как эквивалентные.

г. Улан-Удэ, март 2001 г.

 

Начало раздела

 

 

smartpage@narod.ru

Ó SMart inov.

17.09.2003

Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100Rambler's Top100Rambler's Top100

 

Hosted by uCoz