Теоретические основы проблемы неплатежей в России, основные мероприятия по решению проблемы на 1999-2000 гг. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Проблема неплатежей в России |
Решение
проблемы неплатежей (накопленной просроченной задолженности) в условиях
трансформации экономики России — одна из актуальных задач в системе
государственного управления. Степень проявления и динамика проблемы в 1992-2000
гг. представлена в таблице:
Просроченная кредиторская
задолженность в РФ
(4 основные отрасли, на конец года, трлн. руб., с 1998 г. — млрд. руб.)
Показатель |
1991 |
1992 |
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
Просроченная кредиторская
задолженность в % к ВВП |
1,0 |
12,1 |
9,5 |
14,8 |
14,7 |
22,8 |
28,5 |
38,4 |
23,4 |
17,6 |
Не смотря на то, что в
последние два года доля просроченной задолженности в ВВП падает, ее объем все
еще остается значительным, кроме того, номинальная сумма задолженности
по-прежнему растет.
Можно выделить 5 основных
теорий, объясняющих появление и развитие проблемы неплатежей.
1) Теория потери
оборотных средств — инфляция начала 90-х годов и финансовая политика,
направленная на ограничение роста денежной массы привели к обесценению
оборотных средств предприятий и недостатку средств для осуществления
своевременных расчетов.
2) Теория ценовой
дискриминации — получение дополнительной прибыли монополиями за счет
установления различных цен потребителям с различной платежеспособностью. В
условиях инфляции при формально едином тарифе естественные монополии могли
осуществлять ценовую дискриминацию, получая вовремя задолженность с
платежеспособных потребителей, и через какое-то время — с неплатежеспособных.
3) Теория бюджетного
бумеранга — цепь неплатежей предприятий друг другу инициирована неоплатой
государства и муниципалитетов по государственному и муниципальному заказу и
неплатежами бюджетных организаций из-за недофинансирования.
4) Теория новой промышленной
политики. Неплатежи — это способ ухода от налогов, вывода финансовых
средств с предприятия в пользу недобросовестного менеджмента, способ
преднамеренного банкротства предприятий для установления контроля над ним.
5) Теория виртуальной
экономики. С помощью неплатежей реально убыточные и неконкурентоспособные в
основной своей массе российские предприятия могут поддерживать высокие
бухгалтерские показатели выручки, прибыли и рентабельности, хотя реально, в
виде “живых денег” эта выручка и прибыль никогда не будут получены из-за не
конкурентоспособности продукции.
В реальной государственной
политике по решению этой проблемы находили применение все эти теории.
В 1992 г. проводилась
индексация оборотных средств предприятий, взаимозачет долгов и кредитование.
Была изменена система расчетов между предприятиями, введено новое положение о
безналичных расчетах.
В 1994-1997 гг. упор делался
на ликвидацию долгов по налогам и совершенствование контроля за их сбором. В
массовом порядке осуществлялись зачеты по задолженности бюджета.
Совершенствовалась система расчетов с использованием вексельного обращения.
Ужесточался контроль за естественными монополиями.
В 1998-2000 гг. в три этапа
проводилась реструктуризация задолженности предприятий перед бюджетом и
внебюджетными фондами. Прекращена практика зачетов в федеральный бюджет.
В настоящее время можно
выделить два перспективных направления решения проблемы неплатежей, которые
отражаются в государственной политике:
— продажа дебиторской
задолженности должника на торгах с зачетом вырученной суммы в счет погашения
задолженности. Продажу дебиторской задолженности осуществляет Федеральный
долговой центр и уполномоченные им организации (в настоящее время функции ФДЦ
переданы Российскому фонду федерального имущества) по решению суда или по
инициативе самого должника. Основная трудность на пути этого метода — отказ
Министерства по налогам и сборам перейти на взимание налогов с суммы,
полученной предприятием за дебиторскую задолженность на торгах, вместо
номинальной суммы задолженности.
— сетевое квотирование —
практика взаимозачета задолженности по замкнутым цепочкам неплатежей между
предприятиями. Для этого предприятия с 1998 г. в своей отчетности сдают полную
расшифровку своих дебиторов и кредиторов в Федеральное агентство правительственной
связи и информации. Однако сетевое квотирование до сих пор не проводится.
Основная проблема заключается в том, что реальные стоимости одинаковых сумм
задолженностей могут не совпадать (из-за различного положения
предприятий-должников), хотя для зачета они принимаются как эквивалентные.
г.
Улан-Удэ, март 2001 г.
|
Ó SMart inov. 17.09.2003 |