Карта страницы

Экономика

Проблема неплатежей

*  Опыт решения проблемы неплатежей в России

Перечислены мероприятия, использовавшиеся федеральными органами власти РФ для решения проблемы неплатежей (просроченной задолженности) в 1992-2001 г.г. (краткая характеристика мероприятий, даты принятия нормативных актов)

 

Подробнее обо мне

Гостевая страница

Публикации

Экономика

Управление

Экология

История

Философия

Право

!!Купить книгу !!!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Начало раздела

Опыт решения проблемы неплатежей в России

 

 
Мероприятия, использовавшиеся федеральными органами власти РФ для решения проблемы неплатежей (просроченной задолженности) в 1992-2001 г.г., можно разделить на несколько групп (в скобках даты нормативных актов в которых: принимается решение о мероприятии; приводится механизм его действия; отменяется решение):

1.  Урегулирование взаимной задолженности предприятий.

Урегулирование по схеме Правительства и Президента РФ (25.05.1992; 3.07.1992; решение не действовало) — взаимное погашение дебиторской и кредиторской задолженности предприятия с отнесением непогашенного остатка на Агентство по управлению долгами государственных предприятий (либо долг Агентства, либо долг перед Агентством). Планировалось взыскать задолженность предприятий перед Агентством и погасить за счет этого долги этой структуры.

Зачет по схеме Центрального Банка РФ (25.05.1992; 28.07.1992; 25.11.1992). Банки фактически кредитовали предприятия и единовременно оплачивал всю их кредиторскую задолженность. Платежи, поступающие в пользу этого предприятия от других организаций направлялись на погашение его задолженности перед банком. Сальдо в пользу предприятия переводилось на его счет, сальдо в пользу банка оформлялось в виде кредита. Фактически это означало субсидирование убыточных предприятий и чистых должников.

Межгосударственный зачет по схеме Центрального Банка РФ (25.05.1992; 9.09.1992; 20.11.1992) — между странами СНГ.

Обязательное переоформление просроченной задолженности в векселя (19.10.1993; механизм не разработан; 26.11.1994).

Списание дебиторской задолженности после 3 месяцев (20.12.1994; 18.08.1995; 26.01.1996) — как и в предыдущем случае, не востребованный долг списывался на убытки (без уменьшения налога на прибыль) и формально долги не накапливались.

Продажа дебиторской задолженности (25.11.1998; 23.04.1999; решение не отменено) — предприятия могут добровольно продавать свои просроченные права требования с дисконтом, пополняя оборотные средства. Задолженность могут приобретать сами дебиторы или иные лица, с целью получения продукции дебитора или контроля над ним.

Сетевое урегулирование (25.11.1998; механизм не разработан; решение не отменено) — поиск и погашение замкнутых цепочек взаимной задолженности специальными организациями по заказу предприятий.

2.  Кредитование для пополнения оборотных средств.

Кредитование для пополнения оборотных средств (25.05.1992; 3.07.1992; до 1993; вновь рекомендовано — 2.09.1998) — за счет кредитов Центрального Банка РФ и денежной эмиссии.

3.  Совершенствование системы расчетов.

Изменение порядка безналичных расчетов (25.05.1992; 9.07.1992; решение не отменено) — замена платежных требований платежными поручениями позволила предприятиям реально контролировать операции со своим счетом (до этого банки самостоятельно списывали средства).

Развитие системы вексельных расчетов  (19.10.1993; 26.09.1994; решение не отменено) — введена единая форма векселя, нормативное регулирование и учет вексельных расчетов внутри страны.

4.  Механизм взыскания задолженности.

Взыскание задолженности с дебиторов должника (22.12.1993; 28.02.1994; 15.11.1997) — налог мог взыскиваться с предприятия, не оплатившего вовремя продукцию или услуги недоимщика по налогам.

Взыскание на материальное имущество должника (14.02.1996; 14.02.1996; решение не отменено) — создание реального механизма по взысканию долгов за счет имущества должника.

Счета недоимщиков (18.08.1996; 4.11.1996; 29.06.1998) — все счета предприятий регистрировались в налоговых органах, недоимщики по налогам всю выручку обязательно должны были перечислять только на специальный счет недоимщика.

Продажа арестованной дебиторской задолженности (6.02.1998; 3.07.1998; решение не отменено) — механизм ареста и продажи на торгах дебиторской задолженности предприятий-должников.

5.  Урегулирование задолженности между бюджетами и предприятиями.

Казначейские налоговые освобождения (КНО) получателям бюджетных средств (23.02.1994 г; 23.02.1994 г; 1.01.1997) — погашение недофинансирования из бюджета освобождением от перечисления налога.

Казначейские векселя (Минфина РФ) (14.04.1994; 14.04.1994; до 1996).

Казначейские обязательства (КО) (9.08.1994; 21.10.1994; до 1996) — это как и казначейские векселя способ неденежного финансирования.

Обмен КО на КНО (21.10.1994; 21.01.1995; 1.01.1997) — задолженность бюджета перед предприятиями и организациями погашалась путем выдачи документа (КНО), освобождающего от уплаты налога на сумму долга бюджета.

Обмен векселей коммерческих банков с гарантией Правительства РФ на КНО (7.02.1996; 26.06.1996; 1.01.1997) — аналогично предыдущему.

Ограничение неденежных платежей по налогам (9 трлн руб. в год) (1.04.1996; 1.04.1996; решение не действовало).

Денежные зачеты по налогам (26.02.1996; 20.09.1996; 18.09.1997) — механизм, предполагавший: а) получение предприятием банковского кредита, б) оплата предприятием недоимки по налогам, в) перечисление задолженности бюджета предприятию, г) возврат кредита.

Зачеты во внебюджетные фонды (29.03.1996; 29.03.1996; до 1999) — разные механизмы погашения задолженности.

Расчеты в особом порядке (14.08.1997; 18.09.1997; 1.01.1998) — механизм, предполагавший: а) перечисление задолженности бюджета предприятию, б) оплата предприятием недоимки и возврат средств в бюджет.

Прекращение всех форм зачетов (7.11.1997; 1.01.1998; решение не отменено).

Инвентаризация и погашение кредиторской задолженности бюджета (11.12.1997; 17.06.1998; решение не отменено).

6.  Реструктуризация задолженности в бюджет и внебюджетные фонды.

Меры, предполагавшие рассрочку уплаты задолженности по налогам, пеням и штрафам, уплату процентов на отсроченный долг при определенных условиях (залог 50 % + 1 акция предприятия или облигации на сумму долга в 1997 г., залог имущества или поручительство в 1998 г., оплата текущей задолженности в 1999-2001 г.г.).

Реструктуризация 1997 г. (26.02.1997; 5.03.1997; 14.04.1998).

Реструктуризация 1998 г. (26.03.1998; 14.04.1998; 1.01.1999).

Реструктуризация 1999 г. (22.02.1999; 3.09.1999; 1.04.2000).

Реструктуризация 2001 г. (27.12.2000; 23.05.2001; 01.12.2001).

Реструктуризация 2001 г. (во внебюджетные фонды) (01.10.2001; 01.10.2001; 01.01.2002).

7.  Списание пени в бюджет и внебюджетные фонды.

Списание пеней сельскохозяйственным предприятиям и оборонным предприятиям, выполнившим, но не получившим оплаты за государственный заказ. Списание пеней (или их части) любым предприятиям при одновременном погашении всего основного долга.

Некоторым группам предприятий (26.03.1998; 1.12.1998; до 2000).

В Пенсионный Фонд РФ 1999 г. (28.12.1998; 8.06.1999; 31.12.1999).

В ФСС РФ 1999 г. (30.04.1999; 30.04.1999; 1.04.2000).

В Пенсионный фонд РФ 2000 г. (29.01.2000; 23.02.2000; 1.01.2001).

В ФОМС РФ 2000 г. (2.01.2000; 2.01.2000; 31.12.2000).

В ГФЗН РФ 2000 г. (2.01.2000; 2.01.2000; 31.12.2000).

г. Новосибирск, март 2002 г.

 

Начало раздела

 

 

smartpage@narod.ru

Ó SMart inov.

17.09.2003

Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100Rambler's Top100Rambler's Top100

 

Hosted by uCoz