Опыт решения проблемы неплатежей в России Перечислены мероприятия, использовавшиеся федеральными органами власти РФ для решения проблемы неплатежей (просроченной задолженности) в 1992-2001 г.г. (краткая характеристика мероприятий, даты принятия нормативных актов) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Опыт решения проблемы неплатежей в России |
1. Урегулирование взаимной задолженности предприятий.
Урегулирование по схеме Правительства и Президента РФ (25.05.1992; 3.07.1992;
решение не действовало) — взаимное погашение дебиторской и кредиторской задолженности
предприятия с отнесением непогашенного остатка на Агентство по управлению
долгами государственных предприятий (либо долг Агентства, либо долг перед
Агентством). Планировалось взыскать задолженность предприятий перед Агентством
и погасить за счет этого долги этой структуры.
Зачет по схеме Центрального Банка РФ (25.05.1992; 28.07.1992; 25.11.1992). Банки
фактически кредитовали предприятия и единовременно оплачивал всю их
кредиторскую задолженность. Платежи, поступающие в пользу этого предприятия от
других организаций направлялись на погашение его задолженности перед банком.
Сальдо в пользу предприятия переводилось на его счет, сальдо в пользу банка
оформлялось в виде кредита. Фактически это означало субсидирование убыточных
предприятий и чистых должников.
Межгосударственный зачет по схеме Центрального Банка РФ (25.05.1992; 9.09.1992;
20.11.1992) — между странами СНГ.
Обязательное переоформление просроченной задолженности в векселя (19.10.1993; механизм не
разработан; 26.11.1994).
Списание дебиторской задолженности после 3 месяцев (20.12.1994; 18.08.1995;
26.01.1996) — как и в предыдущем случае, не востребованный долг списывался
на убытки (без уменьшения налога на прибыль) и формально долги не
накапливались.
Продажа дебиторской задолженности (25.11.1998; 23.04.1999; решение не
отменено) — предприятия могут добровольно продавать свои просроченные
права требования с дисконтом, пополняя оборотные средства. Задолженность могут
приобретать сами дебиторы или иные лица, с целью получения продукции дебитора или
контроля над ним.
Сетевое урегулирование (25.11.1998; механизм не разработан; решение не
отменено) — поиск и погашение замкнутых цепочек взаимной задолженности
специальными организациями по заказу предприятий.
2. Кредитование
для пополнения оборотных средств.
Кредитование для пополнения оборотных средств (25.05.1992; 3.07.1992; до
1993; вновь рекомендовано — 2.09.1998) — за счет кредитов
Центрального Банка РФ и денежной эмиссии.
3. Совершенствование
системы расчетов.
Изменение порядка безналичных расчетов (25.05.1992; 9.07.1992;
решение не отменено) — замена платежных требований платежными поручениями
позволила предприятиям реально контролировать операции со своим счетом (до
этого банки самостоятельно списывали средства).
Развитие системы вексельных расчетов
(19.10.1993;
26.09.1994; решение не отменено) — введена единая форма векселя,
нормативное регулирование и учет вексельных расчетов внутри страны.
4. Механизм
взыскания задолженности.
Взыскание задолженности с дебиторов должника (22.12.1993; 28.02.1994;
15.11.1997) — налог мог взыскиваться с предприятия, не оплатившего вовремя
продукцию или услуги недоимщика по налогам.
Взыскание на материальное имущество должника (14.02.1996; 14.02.1996;
решение не отменено) — создание реального механизма по взысканию долгов за
счет имущества должника.
Счета недоимщиков (18.08.1996; 4.11.1996; 29.06.1998) — все счета предприятий
регистрировались в налоговых органах, недоимщики по налогам всю выручку
обязательно должны были перечислять только на специальный счет недоимщика.
Продажа арестованной дебиторской задолженности (6.02.1998; 3.07.1998;
решение не отменено) — механизм ареста и продажи на торгах дебиторской
задолженности предприятий-должников.
5. Урегулирование
задолженности между бюджетами и предприятиями.
Казначейские налоговые освобождения (КНО) получателям бюджетных средств
(23.02.1994
г; 23.02.1994 г; 1.01.1997) — погашение недофинансирования из бюджета
освобождением от перечисления налога.
Казначейские векселя (Минфина РФ) (14.04.1994; 14.04.1994; до 1996).
Казначейские обязательства (КО) (9.08.1994; 21.10.1994; до 1996) — это как и
казначейские векселя способ неденежного финансирования.
Обмен КО на КНО (21.10.1994; 21.01.1995; 1.01.1997) — задолженность бюджета перед
предприятиями и организациями погашалась путем выдачи документа (КНО),
освобождающего от уплаты налога на сумму долга бюджета.
Обмен векселей коммерческих банков с гарантией Правительства РФ на КНО (7.02.1996; 26.06.1996;
1.01.1997) — аналогично предыдущему.
Ограничение неденежных платежей по налогам (9 трлн руб. в год) (1.04.1996; 1.04.1996;
решение не действовало).
Денежные зачеты по налогам (26.02.1996; 20.09.1996; 18.09.1997) —
механизм, предполагавший: а) получение предприятием банковского кредита, б)
оплата предприятием недоимки по налогам, в) перечисление задолженности бюджета
предприятию, г) возврат кредита.
Зачеты во внебюджетные фонды (29.03.1996; 29.03.1996; до 1999) — разные
механизмы погашения задолженности.
Расчеты в особом порядке (14.08.1997; 18.09.1997; 1.01.1998) — механизм,
предполагавший: а) перечисление задолженности бюджета предприятию, б) оплата
предприятием недоимки и возврат средств в бюджет.
Прекращение всех форм зачетов (7.11.1997; 1.01.1998; решение не отменено).
Инвентаризация и погашение кредиторской задолженности бюджета (11.12.1997; 17.06.1998;
решение не отменено).
6. Реструктуризация
задолженности в бюджет и внебюджетные фонды.
Меры, предполагавшие
рассрочку уплаты задолженности по налогам, пеням и штрафам, уплату процентов на
отсроченный долг при определенных условиях (залог 50 % + 1 акция предприятия
или облигации на сумму долга в 1997 г., залог имущества или поручительство в
1998 г., оплата текущей задолженности в 1999-2001 г.г.).
Реструктуризация 1997 г. (26.02.1997; 5.03.1997; 14.04.1998).
Реструктуризация 1998 г. (26.03.1998; 14.04.1998; 1.01.1999).
Реструктуризация 1999 г. (22.02.1999; 3.09.1999; 1.04.2000).
Реструктуризация 2001 г. (27.12.2000; 23.05.2001; 01.12.2001).
Реструктуризация 2001 г. (во внебюджетные фонды) (01.10.2001; 01.10.2001;
01.01.2002).
7. Списание пени
в бюджет и внебюджетные фонды.
Списание пеней
сельскохозяйственным предприятиям и оборонным предприятиям, выполнившим, но не
получившим оплаты за государственный заказ. Списание пеней (или их части) любым
предприятиям при одновременном погашении всего основного долга.
Некоторым группам предприятий (26.03.1998; 1.12.1998; до 2000).
В Пенсионный Фонд РФ 1999 г. (28.12.1998; 8.06.1999; 31.12.1999).
В ФСС РФ 1999 г. (30.04.1999; 30.04.1999; 1.04.2000).
В Пенсионный фонд РФ 2000 г. (29.01.2000; 23.02.2000; 1.01.2001).
В ФОМС РФ 2000 г. (2.01.2000; 2.01.2000; 31.12.2000).
В ГФЗН РФ 2000 г. (2.01.2000; 2.01.2000; 31.12.2000).
г.
Новосибирск, март 2002 г.
|
Ó SMart inov. 17.09.2003 |