Карта страницы

Экономика

Денежное обращение

*  Регулирование наличного обращения в России

Аннотация работы по систематизации нормативной базы, определению целей, функций и оценке эффективности государственного регулирования наличного денежного обращения

 

Подробнее обо мне

Гостевая страница

Публикации

Экономика

Управление

Экология

История

Философия

Право

!!Купить книгу !!!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Начало раздела

Регулирование наличного обращения в России

 

На наличное денежное обращение в Российской Федерации наложен целый ряд ограничений:

наличные расчеты между юридическими лицами ограничены пределом в 60 тыс. руб. [1. — ст.15.2; 3. — п.1; 5. — п.1];

наличные расчеты при реализации населению товаров, работ и услуг производятся с применением контрольно-кассовых машин [2. — ст.1.7];

юридическим лицам запрещено вносить наличные денежные средства на банковские счета других физических или юридических лиц [4. — п.9];

в кассах юридических лиц (кроме кредитных организаций) запрещено хранить наличные денежные средства сверх установленного обслуживающим банком лимита [3. — п.1];

юридическим лицам, имеющим задолженность по налогам и сборам, запрещено расходовать денежную выручку, поступающую в их кассы [6. — п.2].

Рассматривая экономическую ситуацию и нормативные правовые акты, можно выделить следующие задачи регулирования наличного обращения и проанализировать их эффективность и необходимость:

·  Обеспечение стабильности наличных расчетов (исключение ситуации нехватки наличных денег для осуществления расчетов).

Для выплат населению необходим постоянный запас и приток наличных денег в банки. В условиях гиперинфляции 1992 г. количества наличных денег, оставшихся от СССР, было недостаточно, а Центральный банк РФ своевременно не восполнил дефицит. Поэтому были ограничены наличные расчеты между юридическими лицами. Им запретили накапливать наличные деньги в кассах. Однако для удовлетворения спроса на наличные деньги вполне достаточно мощностей фабрик Гознака. В условиях гиперинфляции экономические субъекты стараются быстрее избавиться от денежных средств, повышая скорость обращения денег, без всяких мер государственного регулирования.

Выводы: современное состояние банковской системы позволяет обеспечить стабильность системы расчетов и даже в кризисных ситуациях не требует мер по ограничению наличного денежного обращения.

·  Ограничение теневого и криминального денежного оборота (исключение возможности использования наличных денег для нелегального оборота).

По разным оценкам теневой сектор экономики составляет 25-50 % ВВП. Для обслуживания теневых и криминальных операций требуются значительные суммы наличных денег. Предприятия могут использовать средства из кассы для проведения нелегальных сделок и велика вероятность, что наличный платеж обслуживает именно нелегальную сделку. Поэтому юридическим лицам запрещено хранить деньги в кассах сверх лимита и осуществлять крупные наличные расчеты. Однако потребность теневого и криминального оборота в наличных деньгах давно удовлетворена. Кроме того, население и индивидуальные предприниматели используют наличные средства без всяких ограничений.

Выводы: нельзя ограничить нелегальный оборот, введя ограничения на наличное денежное обращение только для одной категории экономических субъектов. Даже если меры по ограничению наличного обращения будут отменены, то это только повысит эффективность контроля. Экономические субъекты, показывающие в отчетности большой наличный оборот и значительные средства в кассе могут тщательнее контролироваться.

·  Обеспечение уплаты налогов и сборов:

¾ обеспечение мер налогового контроля (исключение занижения выручки).

Если продавец не отразит выручку в отчетности, то маловероятно, что налоговые органы узнают о полученном доходе. Поэтому наличные расчеты с населением должны происходить с применением контрольно-кассовых машин, а между юридическими лицами ограничены. Однако запрет на наличные расчеты между юридическими лицами совершенно не действует, если обе стороны сделки желают совершить ее без отчетности. Если один из участников сделки — индивидуальный предприниматель, предел наличных расчетов не действует; в ином случае можно уговорить покупателя на совершение сделки без отчетности, предложив более низкую цену и т.п.

Выводы: ограничение наличных расчетов между юридическими лицами не способно помешать массовому сокрытию выручки. Усилению контроля при наличных расчетах между юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями могло бы способствовать обязательное применение контрольно-кассовых машин при расчетах между этими лицами или применение иных форм контроля оборотов, исключающих их занижение. Налоговые органы смогут выявлять сокрытие выручки у продавца, проводя встречные проверки по крупным наличным расходам покупателя.

¾ обеспечение мер взыскания задолженности по налогам и сборам (исключение платежей в обход расчетного счета).

Чтобы избежать взыскания налогов с расчетного счета, неплательщики проводят свои операции в минуя его — прежде всего, переходя на наличные расчеты за счет своей наличной выручки, или получая и внося наличные деньги со счетов покупателей и на счета продавцов. Поэтому юридическим лицам запрещено получать и вносить наличные средства, минуя свой расчетный счет. Юридическим лицам, имеющим задолженность по налогам сборам, запрещено расходовать свою наличную выручку. Однако для добросовестных налогоплательщиков запрет получать и вносить (а для неплательщиков налогов запрет получать) наличные средства, минуя свой расчетный счет, является явно излишним. Арест расчетного счета налоговыми органами и запрет расходования наличной выручки парализуют уменьшают их шансы расплатиться с долгами.

Выводы: запрет юридическим лицам получать наличные средства со счета плательщика и вносить наличные средства на счет получателя является излишним, при желании, его можно заменить установлением предельной суммы таких расчетов по одной сделке. Для предотвращения остановки деятельности предприятия-неплательщика можно запретить распоряжение наличной выручкой на несколько дней (если взыскиваемая сумма невелика), или следует обращать взыскание на другое имущество должника, без ограничения расходования наличных средств (если взыскиваемая сумма велика).

Список литературы

1. Кодекс РФ «Об административных правонарушениях» от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ.

2. Закон РФ от 18.06.1993 г. № 5215-1.

3. Указ Президента РФ от 14.06.1992 г. № 622.

4. Указ Президента РФ от 18.08.1996 г. № 1212.

5. Указание Центрального банка РФ от 14.11.2001 г. № 1050-У.

6. Указания Центрального банка РФ от 12.11.1996 г. № 360.

г. Новосибирск, февраль 2003 г.

 

Начало раздела

 

 

smartpage@narod.ru

Ó SMart inov.

15.09.2003

Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100Rambler's Top100Rambler's Top100

 

Hosted by uCoz