Регулирование наличного денежного обращения в России Работа посвящена систематизации
нормативной базы, определению целей, функций и оценке эффективности
государственного регулирования наличного денежного обращения Оценка эффективности регулирования налично-денежного
обращения Эффект «денежного сифона» как причина не эффективности
контроля деятельности теневого сектора Приложение 1.
Определения и система
отношений в сфере денежного обращения Приложение 2.
Система правового
регулирования наличного денежного обращения Приложение 3.
Правовые нормы,
регулирующие наличное денежное обращение Приложение 4.
История регулирования
наличного денежного обращения в Российской Федерации Приложение 5.
Политика Республики
Бурятия в сфере регулирования наличного денежного обращения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Регулирование наличного денежного обращения в России |
В последнее время много
внимания уделяется проблеме валютного регулирования, происходит либерализация валютного
обращения, снимаются или ослабляются ограничения в этой сфере. Но при этом
обращение собственно российской валюты по-прежнему остается под действием
жестких мер регулирования. Речь идет о регулировании наличного денежного
обращения — целом ряде норм, содержащихся в нескольких
несистематизированных правовых актах, ограничивающих наличные расчеты
хозяйствующих субъектов (определения и общая система отношений в
рассматриваемой сфере денежного обращения представлены в приложении
1).
В Российской Федерации на
наличное денежное обращение наложены следующие основные ограничения:
¾ наличные расчеты между юридическими лицами ограничены пределом в
60 тыс. руб.;
¾ юридические лица обязаны вносить на банковский счет остатки
наличных денежных средств (кроме лимита остатка денежных средств в кассе);
¾ в кассах юридических лиц (кроме кредитных организаций) запрещено
хранить наличные денежные средства сверх установленного обслуживающим банком
лимита;
¾ юридическим лицам запрещено вносить наличные денежные средства на
банковские счета других физических или юридических лиц;
¾ юридическим лицам, имеющим задолженность по налогам и сборам,
запрещено расходовать денежную выручку, поступающую в их кассы;
¾ наличные расчеты при реализации населению товаров, работ и услуг
производятся с применением контрольно-кассовых машин.
Полная схема регулирования
наличного обращения с указанием нормативных актов и правовых норм представлены
в приложениях 2, 3. Последовательное развитие
мер регулирования в истории Российской Федерации рассмотрено в приложении
4. Приложение
5
обращает внимание на политику в данной сфере органов власти Республики Бурятия.
На основе анализа нормативных актов можно выделить следующие основные функции и задачи регулирования:
· обеспечение стабильности наличных
расчетов (исключение ситуации нехватки наличных денег для осуществления
расчетов);
· ограничение теневого и
криминального денежного оборота (исключение возможностей использования
наличных денег для нелегального оборота);
· обеспечение уплаты налогов и
сборов:
¾ обеспечение мер налогового контроля (исключение занижения
выручки);
¾ обеспечение мер взыскания задолженности по налогам и сборам (исключение платежей в
обход расчетного счета).
Проблема заключается в том,
что используемые меры не являются эффективными для решения этих задач. Оценка
эффективности регулирования, представленная ниже, убедительно показывает, что
большинство мер является избыточными и не способны эффективно решать
поставленные задачи. Кроме того, регулирование в современном его виде приводит
к появлению эффектов, позволяющих теневому сектору экономики эффективно
скрывать свою деятельность от контролирующих органов (смотрите ниже об эффекте
«денежного сифона»).
Актуальным становится вопрос
изменения законодательства в сфере регулирования наличного денежного обращения,
необходимые действия в этом направлении рассмотрены в заключении.
Оценка эффективности регулирования налично-денежного обращения
Оценка эффективности регулирования проведена исходя из его функций и задач. При этом выделена проблема, с которой связана задача; действующий механизм решения проблемы, основанный на мерах регулирования налично-денежного обращения; оценены последствия этих мер; сделаны выводы и предложения.
· Обеспечение стабильности наличных
расчетов (исключение ситуации нехватки наличных денег для осуществления
расчетов).
Проблема.
В России расчеты с участием
населения преимущественно происходят в наличной форме. Для выплат населению
должен быть постоянный запас и приток наличных денег в банки. В январе
1992 г. цены выросли более чем в 3 раза, и рост цен продолжался. В
условиях гиперинфляции количества наличных денег, оставшихся от Советского
Союза, было недостаточно, а Центральный банк РФ своевременно не обеспечил
дополнительное их производство. Банки не могли выдавать средства для выплат
населению просто из-за отсутствия наличных денег в кассах.
При этом часть наличных
средств отвлекалась на расчеты между предприятиями и накапливалась в их кассах.
Действующий
механизм решения проблемы.
Были запрещены наличные
расчеты между юридическими лицами (кроме непревышающих определенного предела).
Им запретили накапливать наличные деньги в кассах сверх определенного лимита,
денежные средства должны сдаваться в банк.
Оценка
последствий мер регулирования.
Сложно сказать, насколько
эффективны были эти меры для разрешения платежного кризиса 1992 г.
Поскольку санкции за нарушение не были установлены до 1994 г. (а меры
контроля — до 1993 г.), сомнительно, что установленный порядок
повлиял на поведение предприятий и организаций.
Вообще, удовлетворение
спроса экономики на наличные деньги — одна из функций государства и мощностей
фабрик Гознака для этого вполне достаточно. Проблемы возникают лишь в условиях
гиперинфляции. Временную нехватку наличных средств можно восполнить только
увеличением скорости их оборота и уменьшением запасов. Но в условиях резкого
роста цен экономические субъекты сами стараются быстрее избавиться от денежных
средств, без всяких мер государственного регулирования. Проблема в 1992 г.
скорее состояла в банковской системе во главе с Центральным банком, которую
кризис застал в стадии реформирования и неопределенности, связанной с переходом
на рыночные принципы и распадом системы Госбанка СССР. В таком состоянии
банковская система была просто неспособна обеспечить высокую скорость обращения
наличных денег. Даже безналичные платежи могли проходить в тот период по месяцу
и более. Запрет на наличные расчеты между юридическими лицами только усугубил
кризис неплатежей, поскольку все свои расчеты они были вынуждены проводить
через кризисную банковскую систему с большими задержками.
К концу 1992 г.
проблема была решена, и с тех пор не было случаев массовой нехватки наличных
денег.
Выводы
и предложения.
Современное состояние банковской системы позволяет обеспечить стабильность системы расчетов и не требует мер по ограничению наличного денежного обращения. Исходя, хотя бы, из формулировки Указа Президента РФ от 14 июня 1992 г. № 622, вводящего ограничения наличного обращения «впредь до нормализации денежного обращения и ликвидации напряженности с денежной наличностью», данный механизм потерял свою актуальность.
Даже в кризисных ситуациях регулирование, как правило, не требуется. Особенно если кризис поражает банковскую систему и безналичные расчеты, тогда только наличное обращение способно поддержать систему расчетов в экономике.
· Ограничение теневого и
криминального денежного оборота (исключение
возможности использования наличных денег для нелегального оборота).
Проблема.
Теневая хозяйственная деятельность составляет большую долю экономической активности и оказывает влияние на доходы населения и поступления налогов в бюджеты и внебюджетные фонды. По оценке Госкомстата РФ теневой сектор экономики (законные виды деятельности, осуществляемые без регистрации или отчетности) составляет до 25 % валового внутреннего продукта. По другим оценкам он доходит до 40-50 % ВВП. Криминальный оборот (доходы от преступных видов деятельности) Госкомстатом не оценивается, но также составляет несколько миллиардов долларов. Для обслуживания нелегальных операций требуются значительные суммы наличных денег.
Предприятия могут использовать средства из кассы для проведения нелегальных сделок. Велика вероятность, что наличный платеж обслуживает именно нелегальную сделку.
Действующий
механизм решения проблемы.
Юридическим лицам запрещено
иметь наличные деньги сверх определенного лимита. Запрещены наличные расчеты
между юридическими лицами (кроме непревышающих определенного предела).
Оценка
последствий мер регулирования.
На первых порах эти запреты действительно
ограничивали теневой и криминальный оборот. У предприятий просто не было
наличных денег для осуществления нелегальных операций в крупных масштабах. Но
затем они породили целый бизнес по обналичиванию денежных средств и уводу их из
легальной сферы. Потребность теневого и криминального оборота в наличных
деньгах давно удовлетворена (тем более что эти операции, как правило,
совершаются в долларах). Об этом свидетельствуют хотя бы объемы теневого
оборота.
Кроме того, население и
индивидуальные предприниматели используют наличные средства без всяких
ограничений (значительная часть теневого оборота приходится на предпринимателей
без образования юридического лица и на деятельность без государственной
регистрации). Ввести ограничение на наличное денежное обращение для этих
категорий нереально, даже страны с развитой банковской системой не могут
значительно ограничить наличное обращение.
Выводы
и предложения.
Нельзя ограничить
нелегальный оборот, введя ограничения на наличное денежное обращение только для
одной категории экономических субъектов. Эти ограничения будут сразу же
обойдены.
Запрещать нужно не наличное денежное обращение, а именно нелегальные операции (и выявлять их в ходе оперативно-розыскной работы или при попытке легализации доходов).
Даже если меры по ограничению налично-денежного обращения будут отменены, и часть нелегальных операций будет проходить через кассу и отчетность, то это только повысит эффективность контроля. Экономические субъекты, показывающие в отчетности большой наличный оборот и значительные остатки средств в кассе могут быть подвергнуты более тщательному контролю.
· Обеспечение уплаты налогов и
сборов:
¾ обеспечение мер налогового контроля (исключение занижения выручки).
Проблема.
О наличной выручке знает
только продавец и покупатель. Если продавец не отразит выручку в отчетности, то
маловероятно, что налоговые органы узнают о полученном доходе.
Действующий
механизм решения проблемы.
Наличные расчеты при реализации товаров и услуг населению должны происходить с применением контрольно-кассовых машин. Наличные расчеты между юридическими лицами запрещены (кроме непревышающих определенного предела).
Оценка
последствий мер регулирования.
Применение
контрольно-кассовых машин позволяет фиксировать оборот — всю сумму выручки
за определенный период. Продавец вынужден отражать большую часть своей выручки,
поскольку сговор с множеством покупателей невозможен.
Выручка в безналичной форме
проходит через банк и отражается в его документах. Поэтому безналичную выучку
невозможно скрыть от налоговых органов, которые могут запрашивать информацию у
банка.
Но если сумма сделки между
юридическими лицами не превышает предел расчетов наличными деньгами, то
продавец легко может скрыть выручку, просто выбросив приходный кассовый ордер. Кроме
того, запрет на наличные расчеты между юридическими лицами совершенно не
действует, когда обе стороны сделки желают совершить ее без отчетности. Только
если покупатель является законопослушным налогоплательщиком и настоит на
проведении сделки через банк, продавец не сможет скрыть выручку. Но и это не
является большой проблемой. Если один из участников сделки —
индивидуальный предприниматель, предел наличных расчетов не действует; или
можно уговорить покупателя на совершение сделки без отчетности, предложив ему
более низкую цену; или можно разбить одну сделку на несколько, с платежами
меньше предела и т.п.
Выводы
и предложения.
Ограничение наличных расчетов между юридическими лицами не способно помешать массовому сокрытию выручки. При сделках с суммой меньше предела расчетов наличными деньгами; с участием индивидуальных предпринимателей и проводимых без отражения в отчетности выручка может быть без труда занижена.
Усилению контроля при
наличных расчетах между юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями
могло бы способствовать обязательное применение контрольно-кассовых машин при
расчетах между этими лицами или применение иных форм контроля оборотов,
исключающих их занижение.
Даже если предел наличных расчетов между юридическими лицами будет отменен, эффективность налогового контроля только повысится. Налоговые органы смогут выявлять сокрытие выручки у продавца, проводя встречные проверки по крупным наличным расходам покупателя.
¾ обеспечение мер взыскания задолженности по налогам и сборам (исключение платежей в обход расчетного счета).
Проблема.
В случае неуплаты налога в установленный срок налоговый орган направляет в банк неплательщика инкассовое поручение о бесспорном взыскании задолженности с банковского счета (Налоговый кодекс РФ (часть первая), ст. 46).
Чтобы избежать взыскания
налогов, неплательщики проводят свои операции в обход расчетного счета,- прежде
всего, переходя на наличные расчеты за счет своей наличной выручки, или получая
и внося наличные деньги со счетов покупателей и на счета продавцов.
Действующий
механизм решения проблемы.
Юридическим лицам запрещено
получать наличные средства с банковского счета плательщика и вносить наличные
средства на банковский счет получателя.
Юридическим лицам, имеющим
задолженность по налогам сборам, запрещено расходовать свою наличную выручку,
они могут только вносить ее на свой расчетный счет (на который выставлено
инкассовое поручение налоговых органов).
Оценка
последствий мер регулирования.
Для добросовестных
налогоплательщиков запрет получать и вносить наличные средства со счетов и на
счета других лиц является явно излишним. Здесь была бы более уместна мера по
ограничению предела таких расчетов (их можно приравнять к обычным наличным
расчетам между юридическими лицами, для которых предел уже установлен).
Запрет на расходование
наличных средств неплательщиками налогов играет положительную роль при
взыскании налогов, поскольку из кассы, в отличие от расчетного счета, налоговые
органы не всегда могут изъять выручу, до того, как она будет потрачена. Но
отсутствие санкций к нарушителям делает эту меру неэффективной.
Запрет наличных расчетов
между кассой неплательщика налогов и банковскими счетами других экономических
субъектов также является излишним. Вполне хватило бы ограничения предела таких
расчетов (ведь расчеты, ниже предела, итак могут пройти через кассу).
Стоить отметить и
отрицательные последствия мер взыскания на денежные средства неплательщика
налогов. Фактическая блокировка расчетного счета инкассовым поручением (если на
счете недостаточно средств, то все поступления уходят на уплату налогов) и
запрет расходования наличной выручки парализуют хозяйственную деятельность
предприятий. Они не могут закупать материалы, платить заработную плату, что
делает их шансы поправить финансовое положение (и заплатить налоги) практически
равными нулю. Предприятия пытаются исправить это положение с помощью неденежных
расчетов (бартер, векселя и т.п.), что может усилить кризис в системе расчетов.
Поэтому налоговым органам рекомендовано вместо взыскания на денежные средства
применять меры по взысканию (аресту и продаже) другого имущества предприятия.
Выводы
и предложения.
Запрет юридическим лицам
получать наличные средства со счета плательщика и вносить наличные средства на
счет получателя является излишним, при желании, его можно заменить
установлением предельной суммы таких расчетов по одной сделке.
Запрет расходования наличной
выручки неплательщика налогов парализует хозяйственную деятельность предприятия
(как и блокировка расчетного счета инкассовым поручением на бесспорное
взыскание налогов). Если взыскиваемая сумма невелика, но денег в кассе
недостаточно для ее покрытия, можно запретить распоряжение наличной выручкой на
несколько дней (чтобы накопить требуемую для взыскания сумму). При этом должна
быть установлена санкция для нарушителя (например, полный запрет получать
наличную выручку). Если взыскиваемая сумма велика, следует обращать взыскание
на другое имущество должника, без ограничения расходования наличных средств.
Эффект «денежного сифона» как причина
не эффективности
контроля деятельности теневого сектора
Примем следующие определения
легального и теневого секторов экономики.
Легальный сектор — это хозяйственная деятельность (хозяйственные операции)
физических и юридических лиц, в полной мере и неискаженно отражаемая в
бухгалтерском учете и отчетности.
Теневой сектор — это хозяйственная деятельность (хозяйственные операции)
физических и юридических лиц, не отражаемая в бухгалтерском учете и отчетности.
Ни для кого не секрет, что
между легальным и теневым секторами российской экономики происходит активный
обмен товарами и услугами, где обе стороны могут выступать как покупателями,
так и продавцами. Расчеты в таких операциях обычно происходят в наличных
рублях.
При этом ситуация
складывается таим образом, что предприятия легального сектора объективно
вынуждены вступать в хозяйственные отношения с предприятиями теневого
сектора — в силу сложившейся схемы поставки товаров и услуг, из-за
значительно более выгодных цен теневого сектора (экономящего на налогах),
обеспечивающих конкурентные преимущества легальным предприятиям, участвующих в
такого рода сделках.
Но стоит заметить, что предприятия легального сектора не желают менять свой статус и уходить в тень по целому ряду причин (так, например, розничные магазины в отличие от оптовых поставщиков не могут скрывать свою деятельность).
Меры регулирования
налично-денежного обращения, указанные выше, создают препятствия для такого
рода сделок:
Так, например, если
легальный субъект (юридическое лицо) закупает продукцию у теневого субъекта, то
ему необходимы значительные объемы наличных денег (которые он не может хранить
в кассе), он не может отразить ее как наличный платеж (поскольку крупные
расчеты наличными деньгами запрещены) и отразить в учете и отчетности. И
наоборот, если легальный субъект (юридическое лицо) продает продукцию теневому
субъекту, то ему нельзя отражать эту сделку как получение крупной суммы
наличных денег.
Можно описать следующую
схему решения проблем, создаваемых регулированием налично-денежного обращения
на пути сделок между легальным и теневым секторами.
В случае если легальный
субъект сделки является покупателем, а теневой — продавцом, то легальной
стороне нужно:
1) обналичить денежные средства
на сумму приобретаемых товаров или услуг;
2) отразить эту сделку, как
безналичное перечисление средств на счет продавца;
3) получить счет-фактуру на
приобретенные товары или услуги.
В случае если легальный
субъект сделки является продавцом, а теневой — покупателем, то легальной стороне
нужно:
1) перевести наличную выручку в
безналичную форму, для использования в легальном обороте;
2) отразить эту сделку, как
безналичное получение средств со счета покупателя.
Потребности реально
существующего оборота между легальным и теневым секторами реально обеспечивают
особого рода фирмы-посредники.
Они формально заменяют
теневого субъекта сделки в учете и отчетности легального субъекта. Если
легальный субъект является покупателем, то он перечисляет плату за товар в
безналичной форме на банковский счет фирмы-посредника, а взамен получает
счет-фактуру и наличные деньги на ту же сумму (за минусом процента
комиссионного вознаграждения посреднику) для расчета со своим теневым
контрагентом. Если легальный субъект является продавцом, то он передает фирме-посреднику
наличную выручку за проданную теневому контрагенту продукцию, а взамен получает
безналичное перечисление на ту же сумму (за минусом процента комиссионного
вознаграждения посреднику) с банковского счета фирмы-посредника.
Таким образом, условия
соблюдения требований по регулированию налично-денежного обращения
(исключительно безналичные расчеты по крупным сделкам, отсутствие крупных сумм
наличности в кассе) и полного отражения сделок в учете и отчетности выполняются
для легального субъекта.
Но существование
фирмы-посредника создает еще один эффект, осложняющий меры по выявлению и
сокращению теневого сектора, который можно назвать «денежным сифоном».
Фирма-посредник обслуживает
оборот между множеством легальных и теневых субъектов на данной территории. При
чем можно предположить, что оттоки наличных денег по первому типу сделок
(легальный субъект — покупатель) притоки по второму (легальный
субъект — продавец) сопоставимы или, по крайней мере, в значительной
степени компенсируют друг друга. Некоторый дисбаланс может объясняться
движением наличных денежных средств между различными территориями, которое
может быть компенсировано операциями обмена наличных средств на безналичные
между фирмами-посредниками этих территорий.
Из сопоставимости притоков и
оттоков наличных денежных средств для фирмы-посредника следует сопоставимость
притока и оттока безналичных средств на ее банковский счет. В результате, для
контролирующих органов фирма-посредник представляет собой вполне нормальный
хозяйствующий субъект, осуществляющего свои расчеты в безналичном порядке и чьи
доходы (поступления) примерно равны расходам (выплаты).
У фирмы посредника
фактически отсутствует какая-либо налоговая база. Это следует не только из
практического отсутствия базы налогообложения по налогу на прибыль, но и из
равенства сумм налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в бюджет
(рассчитывается от суммы проданной продукции) и сумм налога, подлежащего
возмещению из бюджета (рассчитывается от суммы закупленной продукции). Ни
встречная, ни прямая налоговая проверка легальных предприятий или
фирмы-посредника не покажут каких-либо нарушений законодательства.
Таким образом, в результате
реакции экономической системы на меры регулирования налично-денежного обращения
возникает экономический институт, который не только позволяет обходить
ограничительные меры и осуществлять эффективный оборот наличных денежных
средств между субъектами с их избытком и недостатком (эффект сифона), но и полностью удовлетворяющий требованиям
контролирующих органов. Существование этого института маскирует обороты между
легальным и теневым секторами экономики и их последствия.
Это еще один аргумент в
подтверждение чрезмерности и неэффективности большинства мер регулирования
налично-денежного обращения.
Отмена положений о
запрещении крупных наличных расчетов между юридическими лицами и ограничении
остатков средств в кассах юридических лиц может в корне изменить эту ситуацию.
Если для расчетов между легальными и теневыми субъектами достаточно будет
совершить наличный платеж и обменяться расходными и приходными кассовыми
ордерами, то потребность в фирмах-посредниках исчезнет (особенно учитывая
платность их услуг). Конечно, теневые предприятия будут выписывать поддельные
кассовые ордера (если они вообще не ведут официального учета и отчетности) или
не будут учитывать их в своем бухгалтерском учете (если они хотят скрыть одну
конкретную операцию). Но в отличие от сегодняшней ситуации такие операции
вполне могут быть выявлены в результате контрольных мероприятий. Встречные налоговые
проверки по крупным наличным расчетам либо выявят хозяйствующие субъекты,
неотразившие их в своем учете и отчетности, либо укажут на легальные
предприятия, склонные активно взаимодействовать с теневым сектором, либо
позволят на основе показаний легального предприятия начать розыск лиц,
использующих поддельные бухгалтерские документы.
Отмена неэффективных мер
регулирования налично-денежного обращения хотя бы позволит выявлять факты
сделок между легальным и теневым секторами и осуществлять эффективный контроль,
тогда как настоящая ситуация способствует созданию механизмов, скрывающих
подобные сделки.
Вместе с этим следует
усилить контроль за наличными расчетами между юридическими лицами и (или)
индивидуальными предприятиями. Расходные и приходные кассовые ордера при
расчетах между ними следует заменить более надежным механизмом, исключающим
занижение выручки, полученной наличными деньгами.
Анализ мер регулирования
наличного денежного обращения позволяет сделать вывод, что ограничение наличных
расчетов юридических лиц и остатков наличных средств в кассах юридических лиц,
запрет внесения и получения юридическими лицами наличных денег с чужого
банковского счета — являются чрезмерными мерами. Их отмена не создаст
угрозы для стабильности наличных расчетов и не приведет к росту теневого и
криминального денежного оборота. Эти изменения не только не ослабят налоговый
контроль, но и позволят перейти к его международным стандартам (контроль
подозрительных и нетипичных сделок и платежей), а также помешает теневому
сектору эффективно скрывать свою деятельность (устранит эффект «денежного
сифона»). Кроме того, снизятся издержки экономических субъектов за счет отмены
различных форм, разрешений и отчетов, прекращения ненужных банковских операций
с незначительными суммами, повышения удобства системы расчетов.
Однако одновременно следует усилить контроль за наличными расчетами между юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями. Например, ввести более строгие процедуры учета, исключающие занижение оборотов между ними. Такими мерами могут стать:
1) Обязательное
использование контрольно-кассовых машин при таких расчетах;
2) Замена приходных и
расходных ордеров (которые можно без следов исключить из учетной документации) кассовой
книгой (с высокой степенью защиты), с отрывными корешками, которые является
подтверждением передачи денег. Если покупатель настаивает на легальном
оформлении сделки, то исключить запись из книги практически невозможно.
Изменение ситуации требует отмены
Указа Президента РФ «О дополнительных мерах по ограничению налично-денежного
обращения» от 14 июня 1992 года № 622 и пункта 9 Указа Президента РФ «О
мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и
упорядочению наличного и безналичного денежного обращения» от18 августа 1996
года № 1212. Без этих актов лишаются юридического основания подзаконные
акты Центрального банка РФ. Следует учитывать, что Гражданский кодекс РФ,
статья 861, установил, что ограничения наличных расчетов могут быть установлены
только законом (или непротиворечащим закону указом Президента РФ). Федеральный
закон «О Центральном банке РФ (Банке России)» от 10 июля 2002 года
№ 86-ФЗ, статья 34, закрепивший за Центральным банком полномочия по
«определению порядка ведения кассовых операций», не установил никаких
ограничений на наличное денежное обращение.
Определения и система отношений в сфере денежного обращения
Денежное обращение — движение (использование) денежной массы для обеспечения расчетов между экономическими
субъектами. Включает в себя наличную и безналичную формы.
Наличное денежное обращение — экономические
отношения, в которых наличные деньги используются для обеспечения расчетов
между экономическими субъектами. Включает в себя наличные денежные расчеты и
кассу.
· Наличные расчеты — это расчеты с
использованием наличных денег.
· Касса — запас наличных денег
для обеспечения расчетов.
Безналичное денежное
обращение —
экономические отношения, в которых для обеспечения расчетов между экономическими
субъектами используются формы безналичных расчетов. Включает в себя безналичные
расчеты и банковские счета.
· Безналичные расчеты — расчеты через
кредитные организации (банки и др.) с использованием соответствующих
(расчетных, текущих, бюджетных, лицевых) счетов.
· Банковские счета — обязательство банка
принимать и зачислять денежные средства на счет; осуществлять платежи и выдачу
денежных средств по распоряжению владельца счета в пределах поступивших
денежных средств.
Рисунок 1
Система отношений в сфере денежного обращения
«1» — безналичные
расчеты (),
Наличные расчеты ():
«2» — между
небанковскими экономическими субъектами,
«3», «4» — с банком
(внесение денег на свой счет, снятие денег со своего счета),
«5», «6» — между небанковскими
экономическими субъектами, при посредничестве банка (путем внесения наличных
денег на счет получателя, снятия наличных денег со счета плательщика).
Система правового регулирования наличного денежного обращения
«2». Наличные расчеты между небанковскими экономическими
субъектами
1. Наличные
расчеты между юридическими лицами ограничены пределом, определяемым Центральным
банком РФ (с 21 ноября 2001 г. — 60 тыс. руб.).
Установлена
санкция за превышение предела.
Указ Президента РФ от 14 июня 1992 г. № 622, пункт 1, абзац 3i.
Указание Центрального банка РФ от 14 ноября 2001 г. № 1050-У, пункт 1ii.
Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 № 195-ФЗ, статья 15.1iii.
2. Наличные
расчеты при реализации населению товаров, работ и услуг производятся с
применением контрольно-кассовых машин.
Установлены
санкции за нарушение этого порядка.
Закон РФ от 18 июня
1993 г. № 5215-1, статьи 1, 7iv.
Кодекс РФ об
административных правонарушениях от 30 декабря 2001 № 195-ФЗ, статья 14.5v.
«3». Внесение наличных денег на свой банковский счет
Юридические
лица обязаны вносить на банковский счет остатки наличных денежных средств
(кроме лимита остатка денежных средств — см. раздел о кассе).
Указ Президента РФ от 14 июня 1992 г. № 622, пункт 1, абзац 3i.
«4». Получение наличных денег со своего банковского счета
Получение
работодателями средств на оплату труда, выплаты социального характера,
стипендии происходит в сроки, согласованные с банком.
Санкции за нарушение порядка не установлены.
Положение «О правилах
организации налично-денежного обращения на территории РФ» (утв. Решением Совета
директоров Центрального банка РФ от 5 января 1998 г. № 14-П), пункт
2.9vi
«5». Внесение плательщиком наличных денег на банковский счет
получателя
Юридическим лицам запрещено вносить наличные денежные средства на банковские счета других физических и юридических лиц.
Санкция за нарушение этого порядка не определена.
Указ Президента РФ от 18
августа 1996 г. № 1212 (в ред. от 08.04.2003 г.), пункт 9vii.
Положение «О порядке ведения
кассовых операций в кредитных организациях на территории РФ» (утв. Приказом
Центрального банка РФ от 09.10.2002 № 199-П), пункт 2.1.1viii.
«6». Получение наличных денег с банковского счета плательщика
Юридические лица могут получать наличные денежные средства только со
своего банковского счета.
Санкции за нарушение порядка не предусмотрены.
Указ Президента РФ от 18
августа 1996 г. № 1212 (в ред. от 08.04.2003 г.), пункт 9vii.
Касса
1. В кассах юридических лиц (кроме кредитных организаций) запрещено хранить наличные денежные средства сверх установленного обслуживающим банком лимита (в случае если лимит не установлен, он принимается равным нулю).
Установлена
санкция за превышение лимита.
Указ Президента РФ от 14
июня 1992 г. № 622, пункты 1, 2i.
Положение «О правилах организации налично-денежного обращения на территории РФ» (утв. Решением Совета директоров Центрального банка РФ от 5 января 1998 г. № 14-П), пункт 2.5vi.
Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 № 195-ФЗ, статья 15.1iii.
2. Юридические
лица могут расходовать поступающую в их кассу денежную выручку на цели,
согласованные с обслуживающим банком.
Санкция за
нецелевое использование денежной выручки не установлена.
Указания Центрального банка
РФ от 12 ноября 1996 г. № 360 (в ред. от 31.07.1998 г.), пункт 3ix.
3. Юридическим
лицам, имеющим задолженность по налогам и сборам, запрещено расходовать
денежную выручку, поступающую в их кассы.
Санкция за
нарушение этого порядка не установлена.
Указания Центрального банка
РФ от 12 ноября 1996 г. № 360 (в ред. от 31.07.1998 г.), пункт 2ix.
Юридические
лица и предприниматели без образования юридического лица обязаны вести учет
кассовых операций с оформлением кассовых документов и оборудовать помещение
кассы в соответствии с требованиями.
Установлены
санкции за нарушение этих требований.
Письмо Центрального банка РФ «Об утверждении порядка ведения кассовых операций в РФ» от 4 октября 1993 г. № 18.
Контроль соблюдения норм,
регулирующих наличное денежное обращение, принятие решений о применении санкций
за их нарушение осуществляет Министерство по налогам и сборам РФ, его
управления и инспекции. В министерстве создано Управление по контролю за
работой с денежной наличностью.
Агентами контроля
налично-денежного обращения являются кредитные организации (банки), осуществляющие
обслуживание расчетных счетов юридических лиц (агенты контроля — это
организации, не являющиеся органами власти, но на которые органы власти
возложили обязанность и полномочия по осуществлению контроля в какой-либо
сфере).
Не реже одного раза в два
года банки проводят проверки:
¾ полноты оприходования денежной наличности, полученной в банке;
¾ полноты сдачи денег в кассу банка;
¾ соблюдения согласованных с банком условий расходования наличных
денег из выручки, поступающей в кассу предприятия;
¾ соблюдения установленных предельных сумм расчетов наличными
деньгами между юридическими лицами;
¾ соблюдения установленного банком лимита остатка наличных денег в
кассе предприятия;
¾ ведения кассовой книги и оформление кассовых документов.
При этом банки проверяют лишь документы, а не само наличие денег в кассе. О выявленных нарушениях банки сообщают в органы МНС РФ по месту нахождения предприятия (приложение 7 Положения «О правилах организации налично-денежного обращения на территории РФ» от 5 января 1998 г. № 14-П).
Установлены санкции за невыполнение банками обязанностей по контролю за выполнением правил ведения кассовых операций (Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 № 195-ФЗ, статья 15.2iii).
Органы внутренних дел имеют право проверять оборудование помещений касс и давать обязательные для исполнения рекомендации (Письмо Центрального банка РФ «Об утверждении порядка ведения кассовых операций в РФ» от 4 октября 1993 г. № 18).
Правовые нормы, регулирующие наличное денежное обращение
i 1. Установить, что предприятия, организации и учреждения (включая организации торговли) независимо от их организационно-правовой формы:
обязаны хранить свои денежные средства в учреждениях банков;
должны производить расчеты по своим обязательствам с другими предприятиями в безналичном порядке через учреждения банков;
могут иметь в своей кассе наличные деньги в пределах лимитов, установленных учреждениями банков по согласованию с руководителями предприятий;
обязаны сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе в порядке и сроки, согласованные с учреждением банка;
имеют право хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для оплаты труда, выплаты пособий по социальному страхованию, стипендий, пенсий и только на срок не свыше трех рабочих дней, включая день получения денег в учреждении банка.
2. Установить, что предприятия, организации и учреждения (включая организации торговли), имеющие постоянную денежную выручку и осуществляющие расходование ее для оплаты труда и на другие цели (выплату пенсий, закупку сельскохозяйственной продукции, скупку тары и вещей у населения), не имеют права задерживать в своих кассах наличные деньги до наступления сроков выплат.
Указ Президента РФ от 14 июня 1992 г. № 622
ii … установить в РФ предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами по одной сделке в сумме 60 тысяч рублей.
Указание
Центрального банка РФ от 14 ноября 2001 г. № 1050-У, пункт 1
iii Статья 15.1. Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 40 до 50 МРОТ; на юридических лиц — от 400 до 500 МРОТ.
Статья 15.2. Невыполнение
должностным лицом учреждения банка обязанностей по контролю за выполнением
организациями или их объединениями правил ведения кассовых операций влечет
наложение административного штрафа в размере от 20 до 30 МРОТ.
Кодекс РФ об
административных правонарушениях от 30 декабря 2001 № 195-ФЗ
iv Денежные расчеты с населением при осуществлении торговых операций или оказании услуг на территории Российской Федерации производятся всеми предприятиями (в том числе физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организациями, учреждениями, их филиалами и другими обособленными подразделениями (далее — предприятия) с обязательным применением контрольно-кассовых машин.
Закон РФ от 18 июня
1993 г. № 5215-1, статья 1
v Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 15 до 20 МРОТ; на должностных лиц — от 30 до 40 МРОТ; на юридических лиц — от 300 до 400 МРОТ.
Кодекс РФ об
административных правонарушениях от 30 декабря 2001 № 195-ФЗ, статья 14.5
vi 2.5. По предприятию, не представившему расчет на установление лимита остатка наличных денег в кассе ни в одно из обслуживающих учреждений банка, лимит остатка кассы считается нулевым, а не сданная предприятием в учреждения банков денежная наличность — сверхлимитной.
2.9. Выдачи денежной наличности предприятиям на заработную плату и производятся в сроки, согласованные с обслуживающими учреждениями банков
Положение «О правилах
организации налично-денежного обращения на территории РФ» (утв. Решением Совета
директоров Центрального банка РФ от 5 января 1998 г. № 14-П)
vii Центральному банку Российской Федерации в недельный срок установить порядок, при котором предприятия могут получать наличные денежные средства в банках или иных кредитных организациях только с расчетного (текущего) и (или) бюджетного счетов.
Установить, что при этом предприятия имеют право на получение наличных денежных средств в размере, необходимом на оплату труда, хозяйственные нужды, а также на командировочныие расходы.
Установить, что предприятия не вправе вносить наличные денежные средства на счета других лиц — владельцев счетов (в том числе физических лиц), минуя свой расчетный счет. За несоблюдение этого порядка предприятие несет административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Указ Президента РФ
от 18 августа 1996 г. № 1212 (в ред. от 08.04.2003 г.), пункт 9
viii Организации могут вносить наличные деньги только на свой банковский счет.
Положение «О порядке
ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории РФ» (утв.
Приказом Центрального банка РФ от 09.10.2002 № 199-П), пункт 2.1.1
ix 2. Расчетно-кассовые центры и кредитные организации не вправе разрешать предприятиям-недоимщикам (имеющим задолженность по платежам в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды) расходовать поступающую в их кассу выручку. Ранее выданные разрешения на право расходования наличной денежной выручки у предприятий-недоимщиков отзываются.
3. Юридические лица, не имеющие задолженности по платежам в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды, по согласованию с обслуживающими их банками могут расходовать поступающую в их кассу выручку на заработную плату и выплаты социального характера, закупку сельскохозяйственной продукции у населения, скупку тары и вещей у населения, а также на командировочные расходы, покупку канцелярских принадлежностей и хозяйственного инвентаря, оплату срочных ремонтных работ и горюче-смазочных материалов, выплату возмещений убытков по договорам страхования физических лиц.
Указания
Центрального банка РФ от 12 ноября 1996 г. № 360 (в ред. от
31.07.1998 г.)
История регулирования наличного денежного обращения в Российской Федерации
В СССР также существовали
нормы о сдаче предприятиями и организациями наличных денег в банк, установлении
лимита денежных средств в кассе и преимущественном расчете предприятий в безналичной
форме (прежде всего для государственных предприятий). Но специальные санкции,
пределы и ограничения не требовались, поскольку финансовая деятельность
предприятий и организаций и так находилась под полным контролем государства.
Меры по регулированию
налично-денежного обращения в РФ стали приниматься фактически сразу с началом
рыночных реформ. Резкое повышение цен в январе 1992 г., неучтенное в
эмиссионной политике Центрального банка РСФСР привело нехватке наличных
денежных средств. В связи с этим Президиум Верховного совета РФ и Президент РФ
принимают решения о запрещении наличных расчетов между предприятиями и
организациями и сдаче сверхлимитных наличных денег в банк (Постановление
Президиума ВС РФ «О безотлагательных мерах по нормализации налично-денежного
обращения в РФ» от 13 января 1992 г. № 2167-1 и Указ Президента РФ «О
дополнительных мерах по ограничению налично-денежного обращения» от 14 июня
1992 г. № 622).
Эти решения предписывали
ввести санкции за их нарушение. Однако санкции были введены лишь в 1994 г.
(Указ Президента РФ «Об осуществлении комплексных мер по своевременному и
полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей» от 23 мая
1994 г. № 1006).
Учитывая, что полный запрет
на наличные расчеты между юридическими лицами нецелесообразен, закон РФ «О
денежной системе РФ» от 25 сентября 1992 г. № 3537-1, (ст.14)
установил, что эти расчеты ограничены пределом, устанавливаемым Правительством
РФ. С 1995 г. предел стал устанавливать Центральный банк РФ, на основании
изменений в Законе РФ «О Центральном банке РФ (Банке России)» от 2 декабря
1990 г. № 394-1.
Таблица 1
Предел
наличных расчетов в разные периоды
с 13.07.1993 г. |
500 000 руб. |
Постановление Правительства РФ от 30.06.93
№ 626 |
с 03.12.1994 г. |
2 000 000 руб. |
Постановление Правительства РФ от 17.11.94
№ 1258 |
с 26.09.1995 г. |
5 000 000 руб. |
Письмо Центрального Банка РФ от 18.09.95
№ 191 — для организаций торговли потребительской
кооперации. |
с 14.12.1996 г. |
5 000 000 руб. |
Письмо Центрального Банка РФ от 14.12.96
№ 02-14-4/448 — для организаций торговли Главного управления исправления
наказаний МВД РФ. |
с 08.10.1997 г. |
3 000 000 руб. 5 000 000 руб. |
Письмо Центрального Банка РФ от 29.09.97
№ 525 — для юридических лиц, — для организаций торговли потребительской кооперации и Главного
управления исправления наказаний МВД РФ. |
с 01.01.1998 г. |
3 000 руб. 5 000 руб. |
Деноминация — для юридических лиц, — для организаций торговли потребительской
кооперации и Главного управления исправления наказаний МВД РФ. |
с 14.10.1998 г. |
10 000 руб. 15 000 руб. |
Указания Центрального Банка РФ от 07.10.98
№ 375-У — для юридических лиц, — для организаций торговли потребительской кооперации
и Главного управления исправления наказаний МВД РФ. |
с 21.11.2001 г. |
60 000 руб. |
Указания Центрального Банка РФ от 14.11.01
№ 1050-У |
В начале 1993 г. для
усиления налогового контроля вводится обязательное применение контрольно-кассовых
машин при реализации товаров и услуг населению (Указ Президента РФ «Об
обязательном применении контрольно-кассовых машин предприятиями, учреждениями и
организациями всех форм собственности при осуществлении расчетов с населением»
16 февраля 1993 года № 224, Закон РФ «О применении контрольно-кассовых
машин при осуществлении денежных расчетов с населением» от 18 июня 1993 г
№ 5215-1).
В 1996 г. для
ограничения расчетов, проводимых в обход расчетных счетов предприятий (с целью
избежать принудительного взыскания задолженности по налогам и сборам),
принимается Указ Президента РФ «О мерах по повышению собираемости налогов и
других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного
обращения» от 18 августа 1996 года № 1212. Указ предусматривал заперт
получения и перечисления наличных денег предприятиями, минуя свой расчетный
счет.
В этом же году был принят
Гражданский кодекс РФ (часть вторая), который установил, что расчеты между
юридическими лицами, а также расчеты с участием граждан, связанные с
осуществлением ими предпринимательской деятельности, могут производиться
наличными деньгами, если иное не установлено законом (ст.861).
В июле 2002 г. вступил
в действие новый Кодекс РФ об административных правонарушениях, установивший
новые санкции за превышение предела расчетов и лимита остатков наличных
денежных средств и установивший санкции за невыполнение банками функций агента
контроля за ведением организациями кассовых операций.
Эти нормативные акты
составили законодательную базу регулирования налично-денежного обращения,
действующую и по настоящий момент.
Субъекты РФ пытались
принимать свои акты, регулирующие эту сферу. Они предусматривали как
дополнительное ограничение наличных расчетов, так и их расширение (в виде
увеличения предела расчетов наличными деньгами). Но, поскольку регулирование
налично-денежного обращения отнесено к компетенции Центрального банка РФ,
решения субъектов РФ должны быть отменены.
Политика Республики Бурятия в сфере
регулирования
наличного денежного обращения
Решения Президента и Правительства Республики Бурятии в сфере регулирования наличного денежного обращения определяются тем, что в республике уже долгое время наблюдается положительный эмиссионный результат, т.е. банки выдают организациям и населению больше наличных денег, чем получают от них. Разница покрывается за счет эмиссии наличных денег Национальным банком Республики Бурятия (который получает денежные знаки из Центрального хранилища Центрального банка РФ). Причину этого дефицита наличных денег власти республики видят в том, что доходы населения идут на приобретение привозных продуктов, поэтому происходит отток наличных денег из республики. Приводились сведения, что на 1 руб. денежных доходов населения приходится лишь 9,9 коп. местных потребительских товаров и 0,5 коп. услуг. Другой причиной считалось отвлечение значительного объема наличных денег на оборот (в т.ч. теневой) продовольственных и вещевых рынков.
Соответственно Президент и Правительство Республики Бурятии видят свою цель в уменьшении оттока наличных денег в другие регионы и оборот неформальной торговли и в обеспечении дополнительного притока наличности в кассы банков. Это выразилось в целом ряде мер по ограничению наличного денежного обращения.
Указ Президента РБ от 10 января 1996 года № 3 рекомендовал банкам при заключении договоров на расчетно-кассовое обслуживание предусматривать пункт о взыскании штрафов с юридических лиц в доходы банков в размере до 45 % от суммы выявленных нарушений предела расчета наличными деньгами, лимитов остатков наличных денег в кассах и неоприходования (неполного оприходования) денежной наличности в кассы. Вероятно, это должно было стимулировать их на более активные контрольные меры. Кроме того, указ запрещал главам администраций городов и районов использовать практику перерегистрации юридических лиц в физические без образования юридического лица, на которые не распространяются ограничения наличного обращения.
Указ Президента РБ от 30 сентября 1996 г. № 340 установил, что осуществление расчетов только через банковские счета, обязательное хранение свободных денежных средств в банках и лимиты остатков наличных денег в кассах распространяются и на предпринимателей без образования юридического лица с годовым доходом свыше 50 млн. руб. В случае нарушений этого порядка главам районов и городов предписывалось отзывать у предпринимателей разрешение на осуществление предпринимательской деятельности.
Указ Президента РБ от 17 августа 1999 г. № 185 рекомендовал банкам «предусматривать в договорах на расчетно-кассовое обслуживание граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, выдачу наличных денежных средств со счетов предпринимателей из касс кредитных организаций в пределах сумм наличных денег, сданных на счет предпринимателя», с целью избежать обналичивания денежных средств со счетов предпринимателей.
Указ Президента РБ от 24 сентября 1999 г. № 206 ограничил размер расходования наличной выручки предприятий 30-50 % (в зависимости от типа предприятий) от выручки за предыдущий месяц. За нарушение предельных норм расходования наличных денег из выручки, а также за расходование наличных денег без согласования с обслуживающим банком был установлен штраф. Кроме того, был установлен штраф за сокрытие превышения лимита остатка наличных денег в кассе. Указ также уточнил, что предел расчетов наличными деньгами касается не одного платежа, а всех платежей по одному договору (сделке).
Стоит отметить, что положительный эмиссионный результат является скорее правилом, а не исключением. В целом по России происходит постоянная эмиссия наличных денег; прирост идет на обслуживание растущего розничного товарооборота и оседает в накоплениях населения. Лишь в небольшом числе регионов, являющихся крупными центрами оптовой торговли, наблюдается повышенный приток денег в кассы банков. Поэтому положительный эмиссионный результат не является неблагоприятным показателем и не требует регулирующих мер, кроме действий Центрального банка по производству и распространению необходимой наличной денежной массы. Кроме того, в Республике Бурятия играет роль значительная дотационность бюджетов. Приток финансовых ресурсов в основном идет на оплату труда государственных служащих, пенсии и пособия. Эти наличные средства имеют непроизводственный характер и не обеспечены товарами и услугами, поэтому направляются на приобретение привозных продуктов. Таким образом, у органов власти республики нет реальных причин для вмешательства в сферу денежного обращения.
В рамках тенденции по приведению регионального законодательства в соответствие с федеральным, поскольку регулирование наличного обращения отнесено исключительно к компетенции Центрального банка РФ, все перечисленные решения были отменены Указом Президента РБ от 18 декабря 2000 г. № 264.
г.
Новосибирск, май 2003 г.
|
Ó SMart inov. 15.09.2003 |