Налогообложение – Проблема
неплатежей Урегулирование задолженности перед бюджетами Итоги реструктуризаций задолженности по уплате налогов, сборов и штрафных санкций в бюджеты в 1997-2001 гг., альтернативные механизмы решения проблемы накопленных долгов по налогам, пеням и штрафам |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Урегулирование задолженности перед бюджетами |
Проблема
неплатежей (накопления просроченных долгов) постепенно теряет остроту для
экономики России. Основной показатель неплатежей — доля просроченной
кредиторской задолженности в ВВП имеет тенденцию к уменьшению с 1999 года.
Год |
1992 |
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
Задолженность* |
2,3 |
16,4 |
90,4 |
239 |
514 |
762 |
1053 |
1115 |
1242 |
1227 |
в % к ВВП |
12,1 |
9,5 |
14,8 |
14,7 |
22,8 |
28,5 |
38,4 |
23,4 |
17,6 |
13,6 |
* — просроченная
кредиторская задолженность 4-х основных отраслей на конец года в трлн руб., с
1998 г. — млрд руб.
Однако абсолютная сумма
долга практически не уменьшается, то есть сокращение доли просроченной
задолженности происходит только из-за высоких темпов роста номинального ВВП (на
24 % в 2001 г.: 5 % — реальный рост, 18,6 % — рост цен). Проблема погашения
накопленных долгов остается актуальной.
Основная масса просроченной
кредиторской задолженности приходится на долги перед бюджетом (475 млрд. руб. —
основной долг на 1.01.2002, с пени и штрафами около 1 трлн. руб.) и
внебюджетными фондами (173 млрд. руб. — основной долг на 1.09.2001, с пени и
штрафами 523 млрд. руб.). В 2001 г. в России в целом долги перед бюджетами
практически не увеличились (в Сибирском федеральном округе рост на 10,8 %, в
Новосибирской области — на 54,3 % с начала года).
Для решения проблемы
недоимки по налогам и сборам Правительство РФ, региональные и местные власти
использует, в основном, только механизмы реструктуризации (отсрочка уплаты
долга) и взыскания на имущество (арест и продажа на торгах имущества должника).
При этом взыскание на имущество и счета должников применяются для погашения
текущего долга (до 25 % поступающих налогов приходится взыскивать), а
реструктуризация — для урегулирования накопленного долга. Всего было проведено
четыре реструктуризации задолженности в бюджеты по налогам, пеням и штрафам:
1997 года — с 05.03.1997 по 14.04.1998, 1998 года — с 14.04.1998 по 01.01.1999,
1999 года — с 03.09.1999 по 01.04.2000, 2001 года — с 23.05.2001 по 01.12.2001.
Кроме того, в 1998-2000 г.г.
было осуществлено несколько списаний пени во внебюджетные фонды, а в 2001 г. (с
01.10.2001 по 01.04.2002) — реструктуризация задолженности перед фондами.
Условия каждой следующей
реструктуризации фактически были лучше, чем у предыдущей. Первая
реструктуризация требовала залога в виде 50% + 1 акция или облигации
предприятия, ежемесячных платежей, уплаты процента в размере 1/4 ставки
рефинансирования. Для участия в последней реструктуризации необходимо было лишь
внести полностью текущие платежи с начала года; ставка процента — 1/10 ставки
рефинансирования; ежеквартальные платежи; при досрочном погашении основного
долга задолженность по пеням и штрафам списывается.
Жесткие условия первых
реструктуризаций и всеобщий кризис системы расчетов не позволили большинству
предприятий воспользоваться возможностью урегулировать свои долги. Условиями
1997-98 г.г. воспользовались единицы предприятий, а к 2000 г. были
реструктуризированы долги 16 тыс. организаций на 111,6 млрд. руб. с пени и
штрафами (в т.ч.: 7,7 млрд. руб. — региональные бюджеты, 6,8 млрд. руб. —
местные).
Рациональным поведением для
предприятий в таких условиях было отказаться от реструктуризации 2001 г. и
ждать следующей (не смотря на существенное улучшение экономической обстановки).
Тем более что нереструктуризированный долг обесценивается инфляцией (пени не
полностью компенсируют обесценение, поскольку начисленные пени не могут быть
больше основного долга). Правительство РФ заявило, что это последняя
реструктуризация, и лучших условий не будет (хотя сразу же сделало исключение
для железнодорожного транспорта).
В 2001 г.
реструктуризировано 319,1 млрд. руб. 45 тыс. организаций, т.е. около 30-40 %
задолженности в бюджеты с пени и штрафами.
По итогам всех мероприятий
органов власти на 1.01.2002 отсрочено 144,55 млрд. руб. основного долга перед
бюджетами (без пени и штрафов), т.е. урегулировано 36,4 % всей задолженности
(без пени и штрафов) (в Сибирском федеральном округе: 19,7 млрд. руб. — 28,7 %,
в Новосибирской области: 2,03 млрд. руб. — 22 %).
Можно выделить следующие
результаты механизмов урегулирования:
— больше половины долга
перед бюджетами еще не реструктуризировано;
— размер платежей по
погашению долга обременителен для предприятий;
— проводить массовое
банкротство должников неэффективно, поскольку число предприятий-должников
значительно и многие из них производят текущие платежи;
— дисконт при продаже
имущества на торгах очень велик и при взыскании накопленного долга предприятие
будет поставлено на грань банкротства;
— возможно, что многие
предприятия не будут погашать реструктуризированную задолженность, поскольку
банкротства должников маловероятны;
Поэтому существует
необходимость в альтернативных путях решения проблемы просроченной
задолженности в бюджет. Это, прежде всего:
— Обеспечение
100-процентной уплаты налогов как необходимое условие прекращения накопления
долгов (с помощью развития системы взыскания на имущество);
— Использование системы
взыскания на имущество должников, только для погашения текущей задолженности
(дисконт при продаже имущества на торгах очень велик и при взыскании
накопленного долга предприятие будет поставлено на грань банкротства; но для
текущих платежей высокий дисконт при взыскании — это стимул для их
своевременного внесения);
— Альтернативные пути
урегулирования накопленного долга: капитализация — погашение имуществом,
зачетные механизмы — взаимное погашение кредиторской задолженности бюджетов
перед предприятиями и задолженности по налогам предприятий. Недостатки зачетных
механизмов (сокращение поступления «живых» денег в бюджеты) не появятся, если
прежде будет выполнено условие 100-процентной уплаты текущих платежей.
Желательно, чтобы зачетный
механизм был обращаемым (мог погашать цепочку неплатежей между предприятиями);
был интересен для предприятий; не требовал денежных расчетов и в первую очередь
погашал малоликвидную задолженность. Таким требованиям удовлетворяет
предложение предприятию от органа власти обменять долг перед бюджетом на право
требования к другому предприятию. С долгом нового предприятия орган власти
поступает также, пока ему не предложат в обмен долг бюджетного учреждения или
бюджета.
г.
Новосибирск, февраль 2002 г.
|
Ó SMart inov. 17.09.2003 |