Бухгалтерский учет в небюджетных некоммерческих организациях Работа
посвящена раскрытию особенностей, которые должны быть отражены в учетной
политике некоммерческой организации 1. Статус некоммерческих организаций 1.2. Статус малого предприятия 2. Организация бухгалтерского учета 3. Документооборот бухгалтерского учета 3.1. Форма бухгалтерского учета 4. Учет деятельности некоммерческой организации 6. Отчетность некоммерческой организации 7. Контроль за бухгалтерским учетом Приложение 1. Положение «Об учетной
политике фонда» Приложение 2. Отчет об использовании
имущества фонда Приложение 3. Отчет о целевом
использовании полученных средств |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Бухгалтерский учет в небюджетных некоммерческих организациях |
Согласно Федеральному закону «О
некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ, ст. 2:
1. Некоммерческой организацией является
организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей
деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
2. Некоммерческие организации могут
создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных,
образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья
граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных
нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и
организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а
также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
3. Некоммерческие организации могут
создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений),
некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций,
социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в
других формах, предусмотренных федеральными законами.
Согласно статье 32 этого закона,
некоммерческая организация ведет бухгалтерский учет и статистическую отчетность
в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Она также может заниматься
предпринимательской деятельностью, соответствующей целям организации и
необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых она
создана.
Из этих особенностей статуса
некоммерческих организаций следует, что их бухгалтерский учет и отчетность
будут отличаться рядом особенностей. Раскрытию этих особенностей, которые
должны быть отражены в учетной политике некоммерческой организации, посвящена
моя работа.
Работа построена по разделам, из которых
может быть составлена учетная политика.
Наиболее подробно рассмотрены вопросы,
неоднозначно трактуемые российским законодательством и практикой.
1. Статус некоммерческих организаций
Согласно Гражданскому кодексу РФ и
Федеральному закону «О некоммерческих организациях» существуют сведущие формы
некоммерческих организаций. От формы некоммерческой организации зависят
некоторые особенности бухгалтерского учета и отчетности.
Общественные и религиозные организации
(объединения)
1. Общественными и религиозными
организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в
установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов
для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей.
2. Участники (члены) общественных и
религиозных организаций (объединений) не сохраняют прав на переданное ими этим
организациям в собственность имущество, в том числе на членские взносы.
Фонды
Фондом признается не имеющая членства
некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами
на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные,
благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные
цели.
Имущество, переданное фонду его
учредителями (учредителем), является собственностью фонда. Учредители не
отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по
обязательствам своих учредителей.
Для осуществления предпринимательской
деятельности фонды вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в
них.
Фонд обязан ежегодно публиковать отчеты
об использовании своего имущества.
Попечительский совет фонда является
органом фонда и осуществляет надзор за деятельностью фонда, принятием другими
органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств
фонда, соблюдением фондом законодательства.
Некоммерческие партнерства
Некоммерческим партнерством признается
основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и
(или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении
деятельности, направленной на достижение некоммерческих целей.
Имущество, переданное некоммерческому
партнерству его членами, является собственностью партнерства. Члены
некоммерческого партнерства не отвечают по его обязательствам, а некоммерческое
партнерство не отвечает по обязательствам своих членов.
Члены некоммерческого партнерства
вправе:
если иное не установлено федеральным законом
или учредительными документами некоммерческого партнерства, получать при выходе
из некоммерческого партнерства часть его имущества или стоимость этого
имущества в пределах стоимости имущества, переданного членами некоммерческого
партнерства в его собственность, за исключением членских взносов, в порядке,
предусмотренном учредительными документами некоммерческого партнерства;
получать в случае ликвидации
некоммерческого партнерства часть его имущества, оставшегося после расчетов с
кредиторами, либо стоимость этого имущества в пределах стоимости имущества,
переданного членами некоммерческого партнерства в его собственность, если иное
не предусмотрено федеральным законом или учредительными документами
некоммерческого партнерства.
Учреждения
Учреждением признается некоммерческая
организация, созданная собственником для осуществления управленческих,
социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая
полностью или частично этим собственником.
Имущество учреждения закрепляется за ним
на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом
Российской Федерации.
Учреждение отвечает по своим
обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их
недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет
его собственник.
Автономная некоммерческая организация
Автономной некоммерческой организацией
признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная
гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных
взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения,
культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг.
Имущество, переданное автономной
некоммерческой организации ее учредителями (учредителем), является собственностью
автономной некоммерческой организации. Учредители автономной некоммерческой
организации не сохраняют прав на имущество, переданное ими в собственность этой
организации. Учредители не отвечают по обязательствам созданной ими автономной
некоммерческой организации, а она не отвечает по обязательствам своих
учредителей.
Надзор за деятельностью автономной
некоммерческой организации осуществляют ее учредители в порядке,
предусмотренном ее учредительными документами.
Учредители автономной некоммерческой
организации могут пользоваться ее услугами только на равных условиях с другими
лицами.
Объединения юридических лиц (ассоциации
и союзы)
Коммерческие организации в целях
координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты
общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать
объединения в форме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими
организациями.
Если по решению участников на ассоциацию
(союз) возлагается ведение предпринимательской деятельности, такая ассоциация
(союз) преобразуется в хозяйственное общество или товарищество в порядке, либо
может создать для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственное
общество или участвовать в таком обществе.
Ассоциация (союз) не отвечает по обязательствам
своих членов. Члены ассоциации (союза) несут субсидиарную ответственность по
обязательствам этой ассоциации (союза) в размере и в порядке, предусмотренных
ее учредительными документами.
1.2. Статус малого предприятия
Под субъектами малого предпринимательства
понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия
Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и
религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не
превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим
лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25
процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не
превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):
в промышленности — 100 человек;
в строительстве — 100 человек;
на транспорте — 100 человек;
в сельском хозяйстве — 60 человек;
в научно — технической сфере —
60 человек;
в оптовой торговле — 50 человек;
в розничной торговле и бытовом
обслуживании населения — 30 человек;
в остальных отраслях и при осуществлении
других видов деятельности — 50 человек [2].
Таким образом, согласно прямой трактовке
закона, некоммерческие организации не могут быть субъектами малого
предпринимательства. Однако существует практика, когда налоговые инспекции
присваивают некоммерческим организациям статус малого предпринимательства,
расширенно трактуя закон.
В этом случае льготы и упрощенная
система учета могут приниматься и на таких некоммерческих организациях, если этот
статус будет подтвержден документами. Однако, повторюсь, что формально закон
такого права им не дает.
2. Организация бухгалтерского учета
Ответственность за организацию
бухгалтерского учета в некоммерческой организации и соблюдение законодательства
при выполнении хозяйственных операций несет Руководитель некоммерческой
организации [3. — ст.6 п.2].
Руководитель организации может в
зависимости от объема учетной работы:
а) учредить бухгалтерскую службу
как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;
б) ввести в штат должность
бухгалтера;
в) передать на договорных началах
ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной
организации или бухгалтеру — специалисту;
г) вести бухгалтерский учет лично.
Некоммерческие организации, как правило,
имеют небольшой штат, поэтому бухгалтерский учет ведет либо руководитель лично,
либо бухгалтер. Бухгалтер назначается на должность и освобождается от должности
руководителем и подчиняется ему непосредственно.
Возможно ведение бухгалтерского учета
руководителем организации и бухгалтером.
Тогда бухгалтер, например, отвечает за
своевременное предоставление полной и достоверной отчетности.
В этом случае денежные и расчетные
документы, финансовые и кредитные обязательства считаются действительными, если
на них есть подпись руководителя организации. Подпись бухгалтера не обязательна
для исполнения этих документов.
На практике, в учетную политику часто
включают положение об отделе бухгалтерии, должностную инструкцию Главного
бухгалтера и других работников бухгалтерии, документарное обеспечение для
работы бухгалтерии (список документов, которые должны находиться в бухгалтерии
для ее работы) [4. — С. 95]. Однако положения
об отделах (включая документарное обеспечение) и должностные инструкции
относятся к самостоятельным организационным документам и их включение в учетную
политику необязательно. Тем более, что порядок изменения учетной политики
затруднен (изменения применяются только со следующего финансового года [3. — ст.6 п.4]), а необходимость, например,
перераспределения функций возникает часто.
Также должно быть принято решение о
выделении отдельных подразделений, представительств и филиалов на
самостоятельный баланс. Организационные документы этих подразделений должны
определять организацию бухгалтерского учета в этих подразделениях. Необходимо
определить порядок, периодичность, сроки, объемы, ответственного за
предоставление отчетности этих подразделений. Учетная политика является единой
для всего предприятия.
Необходимо определить порядок и
ответственного за формирование сводной и консолидированной отчетности.
3. Документооборот бухгалтерского учета
При построении системы бухгалтерского
учета в некоммерческой организации необходимо разработать схему
документооборота.
В учетной политике необходимо отразить
правила документооборота, технологию обработки учетной информации, рабочий план
счетов бухгалтерского учета, формы первичных учетных документов, по которым не
предусмотрены типовые формы [3. — ст.6
п.3].
3.1. Форма бухгалтерского учета
Форма бухгалтерского учета —
совокупность учетных регистров с установленным порядком и способом записи в
них.
Существуют три основных формы
бухгалтерского учета:
1. Мемориально-ордерная.
2. Журнально-ордерная
3. Автоматизированная.
В зависимости от выбранной формы
строится набор первичных документов и порядок документооборота.
Также представляет интерес ситуация,
когда некоммерческая организация получила статус малого предприятия.
1. Простая форма бухгалтерского
учета (без использования регистров бухгалтерского учета имущества малого
предприятия) применяется, если малое предприятие, совершает незначительное
количество хозяйственных операций (как правило, не более тридцати в месяц), не
осуществляет производство продукции и работ, связанного с большими затратами
материальных ресурсов.
Эти предприятия могут
вести учет всех операций путем их регистрации только в Книге (журнале) учета
фактов хозяйственной деятельности (в дальнейшем — Книга) по форме
№ К-1.
Наряду с Книгой для учета расчетов по оплате
труда с работниками по подоходному налогу с бюджетом малое предприятие должно
вести также ведомость учета заработной платы по форме № В-8 [5].
2. Форма бухгалтерского учета с
использованием регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия
применяется малыми предприятиями с простым технологическим процессом
производства продукции, выполнения работ, оказания услуг и имеющими
незначительное количество хозяйственных операций (как правило, не более ста в
месяц).
Эти организации ведут
учет на 9 ведомостях учета [5].
3. Для малых предприятий с
предельной численностью работающих (включая работающих по договорам подряда и
иным договорам гражданско-правового характера) до 15 человек независимо от вида
осуществляемой ими деятельности и объемом валовой выручки за год не более
100 000 МРОТ бухгалтерский учет ведется в Книге учета доходов и расходов
[6].
В бухгалтерском учете некоммерческих
организаций применяется рабочий план счетов, разработанный в соответствии с
приказом Минфина СССР от 01.11.91 г. № 56.
Однако, можно сказать, что в этих
организациях не будут применяться следующие счета:
Счет 75-2 «Расчеты с учредителями»
«Расчеты по выплате доходов» — поскольку прибыль от предпринимательской
деятельности некоммерческих организаций не распределяется между учредителями.
Счет 77 «Расчеты с государственным и
муниципальным органом» — поскольку этот счет предназначен для
государственных предприятий.
Счет 78-3 «Расчеты с дочерними
(зависимыми) обществами» « Расчеты по договору о совместной
деятельности» — поскольку данный договор могут заключать только
коммерческие организации (Гражданский кодекс РФ, ст.1041 п.2).
Счет 85 «Уставный капитал» и счет 75-1
«Расчеты с учредителями» «Расчеты по вкладам в уставный (складочный)
капитал» — не используются, поскольку некоммерческие организации не
формируют уставный капитал. Но иногда органы регистрации требуют формирования
уставного фонда [7].
Первичные документы используемые
организацией, не имеющие типовых форм должны быть приведены в уставной
политике. При их разработке следует указать следующие реквизиты:
наименование документа (формы),
код формы,
дату составления;
наименование организации, от имени
которой составлен документ;
содержание хозяйственной операции;
измерители хозяйственной операции (в
натуральном и денежном выражении);
наименование должностей лиц,
ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее
оформления, личные подписи и их расшифровки (включая случаи создания документов
с применением средств вычислительной техники) [8, п.13].
В учетной политике можно также привести
схему документооборота, содержащую следующие показатели:
|
Наименование документа |
|
Создание
документа |
Количество экземпляров |
|
Ответственный за выписку |
|
|
Ответственный за оформление |
|
|
Ответственный за исполнение |
|
|
Срок исполнения |
|
|
Проверка
документа |
Ответственный за проверку |
|
Кто представляет |
|
|
Порядок представления |
|
|
Срок представления |
|
|
Обра-ботка |
Кто обрабатывает |
|
Срок исполнения |
|
|
Пере-дача
в архив |
Кто исполняет |
|
Срок передачи |
|
Однако, поскольку схема может быть
подвержена частым изменениям, а закон требует лишь правил документооборота, данную
схему разрабатывать для учетной политики не стоит.
Для малого штата это также теряет смысл.
4. Учет деятельности некоммерческой организации
Сложность учета деятельности
некоммерческих организаций заключается в том, что необходимо вести раздельный
учет затрат на некоммерческую и предпринимательскую деятельность.
Согласно [9. ¾ п.2.12], некоммерческие организации, имеющие доходы от
предпринимательской деятельности, уплачивают налог с полученной от такой деятельности
суммы превышения доходов над расходами.
В составе доходов и расходов организаций
не учитываются доходы, образующиеся в результате целевых отчислений на
содержание указанных организаций, поступившие от других предприятий и граждан,
членские вступительные взносы, долевые (паевые и целевые вклады участников этих
организаций) и расходы, производимые за счет этих средств. Ведение учета
доходов и расходов указанных средств, а также сумм доходов и расходов от
предпринимательской деятельности производится раздельно.
Поэтому расходы на счете 20 разделяются
на расходы на некоммерческую деятельность и на предпринимательскую
деятельность.
Кроме того, некоммерческая деятельность
организации может предполагать безвозмездную передачу продукции, работ, услуг
внешним получателям, а может проходить и без этого. По безвозмездно переданным
ценностям НДС принимается к зачету. Но по некоммерческой деятельности, не
предполагающей безвозмездную передачу, НДС по приобретенным ценностям не
возмещается. Чтобы правильно предъявить НДС к зачету, необходимо раздельно
вести учет затрат по этим двум видам некоммерческой деятельности.
Внутри этих групп учет затрат ведется по
проектам — направлениям деятельности некоммерческой организации,
утвержденным установленным способом. Если по одному проекту предусматривается
деятельность разных видов из перечисленных выше, проект разбивается на
подпроекты, содержащие только один вид деятельности.
Счет 20 приобретает вид:
Основное производство |
20 |
1. Некоммерческая деятельность По проектам и подпроектам 1.1. Проекты с безвозмездной реализацией По проектам и подпроектам 1.2. Проекты без реализации По проектам и подпроектам 2. Предпринимательская деятельность По проектам и подпроектам |
Сложнее вопрос стоит с общехозяйственными
расходами.
По общей практике, общехозяйственные
расходы распределяются между видами деятельности. Однако, согласно письму
Госналогслужбы России от 14.09.1993 г. № ВГ-4-01/145н, расходы
организаций, связанные с осуществлением управленческих и координирующих
функций, выполнением других уставных задач (в том числе организация работы по
получению финансовых средств для решения уставных задач), производятся за счет
целевых отчислений по содержанию указанных организаций
То есть эти расходы не распределяются, а
целиком относятся на некоммерческую деятельность.
Но письмо Минфина РФ от 12.11.99 г.
№04-02-05/6 говорит, что «при ведении предпринимательской деятельности в
составе затрат, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, можно учитывать только
расходы, которые непосредственно связаны с производством продукции, выполнением
работ и оказанием услуг. При этом необходимо документальное подтверждение, что
эти расходы непосредственно связаны с получением доходов от предпринимательской
деятельности. В случае, если не представляется возможным отнести
общехозяйственные расходы к расходам, непосредственно связанным с оказанием
услуг, то, по нашему мнению, расходы могут быть распределены между
некоммерческой и коммерческой деятельностью пропорционально фонду оплаты труда
работников, осуществляющих эти виды деятельности».
То есть общехозяйственные расходы, можно
распределять, причем за базу распределения берется показатель, на выбор
организации. Лучше всего для этого подходят затраты на проекты, поскольку
реализации по проектам может и не быть, проекты могут быть долгосрочными и
штатные работники могут не привлекаться к проекту.
Особенностью учета затрат по
некоммерческим проектам является то, что они списываются на источник
финансирования (Д96 К20).
Прежде всего, некоммерческие организации
в форме общественных объединений и ассоциаций не платят налог на имущество,
если они не осуществляют предпринимательскую деятельность [10. — ст.4]. Остальные налоги некоммерческие организации
платят при наличии налогооблагаемой базы.
Как уже было сказано, некоммерческие
организации, имеющие доходы от предпринимательской деятельности, уплачивают
налог с полученной от такой деятельности суммы превышения доходов над
расходами.
В составе доходов и расходов организаций
не учитываются доходы, образующиеся в результате целевых отчислений на
содержание указанных организаций, поступившие от других предприятий и граждан,
членские вступительные взносы, долевые (паевые и целевые вклады участников этих
организаций) и расходы, производимые за счет этих средств. Ведение учета
доходов и расходов указанных средств, а также сумм доходов и расходов от
предпринимательской деятельности производится раздельно[9. — п.2.12].
Однако существует неоднозначность
толкования понятия «на содержание». Налоговые органы могут не посчитать
перечисления на некоммерческую деятельность целевым взносом на содержание.
Однако в законе «О налоге на имущество» сказано, что « данным налогом не
облагается имущество общественных объединений, ассоциаций, осуществляющих свою
деятельность за счет целевых взносов граждан и отчислений предприятий и
организаций из оставшейся в их распоряжении после уплаты налогов и других
обязательных платежей прибыли на содержание указанных общественных объединений,
ассоциаций, если они не осуществляют предпринимательскую деятельность
То есть некоммерческая деятельность
осуществляется за счет целевых взносов на содержание организации. И если за
счет целевых средств финансировать некоммерческие проекты, то налог на прибыль
с целевого взноса не платится.
Кроме того, передача основных средств,
нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на
осуществление основной уставной деятельности, не связанной с
предпринимательской деятельностью, не облагается НДС, как другие безвозмездные
перечисления [11]. До внесения этой поправки в Налоговый кодекс от НДС
освобождались передача имущества, некоммерческим организациям, не занимающимся
предпринимательской деятельностью. Теперь эта организация может и заниматься предпринимательством,
но целевые взносы должны идти только на целевые программы.
Стоит учитывать, что от НДС
освобождается передача средств малоимущим и нуждающимся гражданам, если
документарно подтверждено, что они — реальные получатели средств.
К зачету принимается НДС по ценностям,
направленным на предпринимательскую деятельность и по безвозмездно переданным
ценностям. Поэтому НДС по ценностям, направленным на разные виды деятельности,
учитывается отдельно. Отдельно же учитывается НДС по ценностям, направленным на
общехозяйственные нужды и хранящимся в запасе. Счет 19 принимает вид.
Налог на добавленную стоимость по приобретенным
ценностям |
19 |
1. НДС при осуществлении капитальных вложений 2. НДС по приобретенным нематериальным активам 3. НДС по приобретенным ценностям для
общехозяйственных нужд 4. НДС по приобретенным ценностям в запасе 5. НДС по приобретенным ценностям для
некоммерческой деятельности По проектам и подпроектам 5.1. НДС по приобретенным ценностям для проектов
с безвозмездной реализацией По проектам и подпроектам 5.2. НДС по приобретенным ценностям для проектов
без реализации По проектам и подпроектам 6. НДС по приобретенным ценностям для
предпринимательской деятельности По проектам и подпроектам |
НДС по п. 5.1, 6 — выставляются к
зачету. НДС по п. 5.2 — не выставляется к зачету.
НДС по 4 — может выставляться, но
при направлении на п.5-2 — восстанавливается.
НДС по 3 — не выставляется в части
приходящейся на некоммерческие проекты.
6. Отчетность некоммерческой организации
Некоммерческие организации предоставляют
отчетность в особом порядке. Порядок предоставления отчетности зависит от формы
некоммерческой организации.
Некоммерческие организации имеют право
не представлять в составе годовой бухгалтерской отчетности Отчет о движении
денежных средств (форма № 4), а при отсутствии соответствующих данных не
представлять Отчет об изменениях капитала (форма № 3) и Приложение к
бухгалтерскому балансу (форма № 5). Некоммерческим организациям
рекомендуется включать в состав годовой бухгалтерской отчетности Отчет о
целевом использовании полученных средств (форма № 6) (приложение 3). Отчет о целевом использовании полученных средств
можно также направить и источнику финансирования.
Общественными организациями
(объединениями), не осуществляющими предпринимательской деятельности и не
имеющими кроме выбывшего имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг),
промежуточная бухгалтерская отчетность не представляется. Указанными
организациями в составе годовой бухгалтерской отчетности не представляются
Отчет об изменениях капитала (форма № 3), Отчет о движении денежных
средств (форма № 4), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5)
и пояснительная записка[12].
Такие некоммерческие организации, как
фонды обязаны ежегодно до 1 июня года, следующего за отчетным публиковать отчет
об использовании своего имущества. Можно рекомендовать следующую форму этого
отчета (приложение 2).
Кроме того, благотворительные и иные (неинвестиционные)
фонды, источниками образования средств которых являются добровольные отчисления
юридических и физических лиц, ежегодно должны проводить аудиторскую проверку
своей деятельности [13].
Отчетность должна быть утверждена в
порядке, предусмотренном уставными документами. Так годовая бухгалтерская
отчетность некоммерческих организаций должна быть обязательно утверждена ее
высшим органом управления [1].
7. Контроль за бухгалтерским учетом
В уставной политике некоммерческой
организации необходимо определить порядок контроля за бухгалтерским учетом и
отчетностью. Можно прописать процедуры и ответственных за осуществление
контроля.
Поскольку некоммерческие организации
имеют как правило не большой штат, подробно прописывать процедуры не стоит.
Следует указать, кто ответственен за организацию контроля и кто осуществляет
текущий контроль.
В фондах контроль осуществляется во
время ежегодной обязательной аудиторской проверки.
Кроме того, Попечительский совет фонда (орган,
формирование которого в фондах обязательно) может назначать проверки
деятельности фонда.
Как видно из раскрытых ранее вопросов,
бухгалтерский учет в некоммерческих организациях обладает рядом специфических
характеристик.
Часть из них раскрыта в
законодательстве, а часть — нет. Нераскрытые в законодательстве
особенности бухгалтерского учета должны быть обязательно раскрыты в учетной
политике некоммерческой организации.
Особое внимание следует обратить на учет
затрат на деятельность некоммерческой организации, учет общехозяйственных
расходов и учет НДС.
Пример учетной политики для небольшого
фонда, занимающегося разработкой научных и стратегических программ приведен в
приложении 1. Учетная политика разработана с учетом особенностей, раскрытых в
курсовой работе.
Однако неоднозначность российского
законодательства и практики не позволяют утверждать, что данная учетная
политика не встретит возражений со стороны налоговых органов.
Недостаточно определено, что является
расходами «на содержание» некоммерческой организации, целевые взносы на которые
освобождены от налога на прибыль.
Нет ясности с порядком списания затрат
на общехозяйственные расходы.
Однако это еще больше подчеркивает
необходимость раскрытия этих положений в учетной политике.
1. Федеральный
закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.96 г. № 7-ФЗ.
2. Федеральный
закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской
Федерации».
3. Федерального
закона «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. № 129-ФЗ.
4. Глушков
И.Е. Бухгалтерский учет на современном предприятии. — М.: «КРОНУС», 2000.
5. Приказ «О
типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого
предпринимательства» от 21.12.98 г. № 64н.
6. Федеральный
закон «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов
малого предпринимательства» от 29.12.95 г. № 222-ФЗ.
7. Макальская
Л.Л. Некоммерческие организации, 1999.
8. Положение
«О бухгалтерском учете и отчетности».
9. Инструкция
ГНС РФ «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и
организаций» от 1008.95 г. № 37.
10. Закон РФ
«О налоге на имущество» от 13.12.91 г. № 2030-1
11. Налоговый
кодекс РФ от 31.07.98 г.
№ 146-ФЗ.
12. Приказ
Минфина РФ «О формах бухгалтерской отчетности организации» от 13.01.00 г.
№ 4н.
13. Постановление Правительства РФ
«Об основных критериях (системе показателей) деятельности экономических
субъектов, по которым их бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит
обязательной ежегодной аудиторской проверке» от 07.12.94 г. № 1355.
Положение «Об учетной политике фонда»
Отчет об использовании имущества фонда
Отчет о целевом использовании полученных средств
г.
Новосибирск, апрель 2000 г.
|
Ó SMart inov. 25.09.2003 |