Карта страницы

Экономика

Программы социально-экономического развития

*  Методика разработки и реализации программ социально-экономического развития

Рассматривается определение, нормативная база, содержание, организационная структура и механизмы реализации программ СЭР. Определены основные представления, знания и навыки, необходимые муниципальному служащему для разработки и реализации программ СЭР

 

Методика реализации рассматриваемого направления  1

Знания, умения, навыки необходимые для реализации рассматриваемого направления  4

Приложение 1  4. Структура программ социально-экономического развития  4

Приложение 2  5. Показатели и таблицы, программ социально-экономического развития  5

Подробнее обо мне

Гостевая страница

Публикации

Экономика

Управление

Экология

История

Философия

Право

!!Купить книгу !!!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Начало раздела

Методика разработки и реализации программ социально-экономического развития

 

Методика реализации рассматриваемого направления

Сущность программ социально-экономического развития

Программа социально-экономического развития представляет собой комплексную систему целевых ориентиров социально-экономического развития территории, планируемых государством и муниципалитетами эффективных путей и средств достижения указанных ориентиров, включающих научно-исследовательские, производственные, социально-экономические, организационно-хозяйственные, финансовые меры, увязанные по ресурсам, исполнителям и срокам.

Однако программа является лишь частью системы прогнозных и программных документов, хотя и основным и наиболее проработанным. Общая система прогнозных и программных документов по социально-экономическому развитию включает следующие документы:

Прогнозные документы

Программные документы

Срок

Периодичность составления, корректировки

Долгосрочный прогноз

Концепция

10

5, 5

Среднесрочный прогноз

Программа

3-5

3-5, 1

Краткосрочный прогноз

План

1

1

Другие программные документы определены следующим образом:

Концепция социально-экономического развития — это система представлений о стратегических целях и приоритетах социально-экономической политики, важнейших направлениях и средствах реализации указанных целей.

План социально-экономического развития области — это сводный документ, характеризующий социально-экономическое положение и основные направления деятельности органов власти по регулированию ее социально-экономического развития.

Изучение порядка разработки и реализации программ социально-экономического развития, несомненно, даст навыки для составления прогнозов, концепций и планов. Поэтому в отчете при упоминании программ имеется в виду все программные и прогнозные документы.

Нормативно-правовая база по рассматриваемому направлению

Нормативно-правовой базой для разработки и реализации программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования являются документы, самостоятельно принимаемые в муниципальных образованиях. Федеральный закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» от 20.07.1995 г. № 115-ФЗ определяет полномочия и обязанности только федеральных органов власти, хотя он часто служит базовым документом для разработки правовых актов муниципальных образований. Субъекты федерации также принимают акты в данной сфере, например, Закон Новосибирской области «О прогнозировании, программах и планах социально-экономического развития Новосибирской области» от 15.06.2000 г. № 100-ОЗ, однако и они определяют полномочия муниципальных органов лишь по участию в разработке региональных программ.

Кроме того, существует разработанный и утвержденный Министерством экономического развития и торговли РФ «Макет программы экономического и социального развития субъекта Российской Федерации», для обеспечения методологического единства региональных программ и согласование их с государственной стратегией экономического и социального развития, который также может служить нормативно-методическим документом для разработки муниципальных программ.

Оргструктура реализации рассматриваемого направления

Основу организационной основы выполнения программ социально-экономического развития составляет муниципальный заказчик программы.

К основным функциям муниципального заказчика относятся:

¾ подготовка проекта программы, его согласование с заинтересованными муниципальными, региональными и федеральными органами власти в установленном порядке, представление на утверждение уполномоченным органам местного самоуправления;

¾ координация исполнения программных мероприятий, включая мониторинг их реализации, оценка результативности, содействие решению спорных (конфликтных) ситуаций;

¾ непосредственный контроль за ходом реализации мероприятий, обеспечивающих институциональные и структурные преобразования, формирование финансовых и инновационных институтов, а также работ в области территориальной кооперации и реализации мероприятий федеральных и региональных целевых программ на территории муниципального образования;

¾ подготовка отчетов о реализации программы, внесение предложений в органы государственной власти субъекта Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти по корректировке программы.

Роль муниципального заказчика обычно выполняет экономическое подразделение администрации муниципального образования (в названии может присутствовать словосочетание «экономического развития»). В этом подразделении может существовать отдел, непосредственно занимающийся разработкой прогнозов и программ.

Муниципальный заказчик может создать дирекцию из представителей органов власти региона, муниципального образования и исполнителей ведущих мероприятий программы. Дирекция программы может создаваться как с образованием юридического лица, так и без образования юридического лица. Дирекция муниципальной программы действует на основании Положения о ней, утверждаемого муниципальным заказчиком программы. Также могут создаваться научно-исследовательские и аналитические центры при органах власти, для разработки программ.

Заинтересованные органы власти муниципального образования принимают участие в разработке и реализации программ социально-экономического развития муниципального образования в рамках своей сферы компетенции. Как правило, все структурные подразделения принимают участие в выработке предложений в сфере своей компетенции, в обсуждении поступивших предложений, затрагивающих их компетенцию. Многие подразделения являются исполнителями соответствующих мероприятий программы.

Утверждение программы и отчета по ее выполнению осуществляет либо глава муниципального образования, либо коллегиальный орган администрации, либо представительный орган муниципального образования.

Содержание программ

Содержание программ включает в себя описание социально-экономического положения муниципального образования, проблем и действующих мер по его улучшению, изложение целей, задач и мероприятий и характеристика механизма реализации, ресурсного обеспечения и контроля. Типичная структура программы представлена в приложении 1. Показатели и таблицы, программ социально-экономического развития представлены в приложении 2.

Содержательная часть, может состоять из следующих блоков:

1. Создание благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата путем проведения институциональных преобразований:

развитие финансовой и инвестиционной инфрастуктуры; упрощение процедуры регистрации и лицензирования; создание условий для развития малых и средних предприятий; доступ к земле и недвижимости.

2. Нормативно-правовые преобразования:

регулирование трудовых отношений; гарантии неизменности правовых условий и сроков действия принятых законов; создание прозрачных и стабильных правил осуществления экономической деятельности; защита прав кредиторов, собственности; выравнивание условий конкуренции; дебюрократизация экономики; повышение эффективности управления государственной собственностью.

3. Формирование благоприятного социального климата для деятельности и здорового образа жизни населения:

развитие и техническое переоснащение социальной инфраструктуры; жилищная политика; миграционная политика; мероприятия по борьбе с социально опасными заболеваниями.

4. Проведение мероприятий по оздоровлению экологии и предупреждению чрезвычайных ситуаций:

5. Реформирование и развитие промышленности:

устранение монопрофильности; техническое перевооружение и модернизация предприятий, внедрение современных технологий по глубокой переработке сырья; подготовка кадров; конкретные инвестиционные проекты.

6. Развитие агропромышленного комплекса:

глубокая переработка сельскохозяйственной продукции, в целях производства товаров, конкурентоспособных на мировых и межрегиональных рынках.

7. Развитие транспортной инфраструктуры.

8. Развитие инфраструктуры связи, доступа к современным информационным технологиям.

9. Обеспечение бесперебойной работы жилищно-коммунального хозяйства:

внедрение энергосберегающих и энергоэффективных технологий; повышения эффективности работы систем жизнеобеспечения; предотвращение возможных аварий экологического, техногенного характера.

10. Развитие экономических связей с муниципальными образованиями и регионами.

интегрирование в российскую и мировую экономику, науку, культуру.

Специфика муниципального образования накладывает отпечаток на содержание программы. Производственная специализация определяет приоритетность развития той или иной отрасли экономики муниципального образования. Однако специализация может повысить значение мероприятий по преодолению монопрофильности. Некоторые экологические и социальные проблемы могут быть связаны со спецификой специализации: экологические загрязнения, опасность техногенных катастроф, профессиональные заболевания, временный характер поселения строителей и т.п.

Тип муниципального образования (поселение, муниципальный район, городской округ) также влияет на содержание программы. Поскольку компетенция этих типов муниципальных образований различается, будут отличаться и блоки программ (особенно в сфере муниципального сектора экономики). Разработка программ отнесена к их совместной компетенции, однако возможно разделение блоков между, например, поселением и районом, поскольку они действуют на одной территории.

Хотя основное влияние будет оказывать экономический потенциал муниципального образования, который определяет объем ресурсов для реализации программы.

Механизмы реализации программ

В современной ситуации большинство программ социально-экономического развития предполагают как административные меры по изменению нормативно-правовой базы, структуры управления и функционирования, так и конкретные практические мероприятия. Последние заключаются в основном в реализации конкретных производственных или социальных проектов. Некоммерческие проекты предполагают капитальное строительство, приобретение оборудования и реализацию других мероприятий в социальной сфере. Коммерческие производственные проекты касаются, прежде всего, муниципального сектора экономики. Но возможно финансирование и негосударственных производственных проектов, как правило, на конкурсной, платной и возвратной основе.

В условиях недостаточности финансовых средств муниципальных образований, определяющее значение приобретает взаимодействие с федеральными и региональными органами власти. Муниципалитеты, как правило, «встроены» в их программы социально-экономического развития. Значительную долю в программе составляют федеральные и региональные мероприятия, проводимые ими в муниципальных образованиях, в которых последние участвуют организационно или в порядке софинансирования. Важность взаимодействия с федеральными и региональными органами определяется и тем, что все  три субъекта действуют на одной и той же территории. Условия взаимодействия сторон, учет взаимных интересов и их согласование не проработаны и определяется сложившейся практикой, когда вышестоящие уровни занимают доминирующее положение по финансовым ресурсам, что заставляет муниципальные образования подстраивать к ним свои мероприятия.

Как видно из вышеизложенного, муниципальные образования могут воздействовать на поведение частных экономических субъектов лишь стимулируя их прямым предоставлением финансовых ресурсов. В основном включение в программу показателей частных предприятий носит лишь прогнозный характер. Другую систему предполагает система индикативного управления социально-экономическим развитием. В этом случае предполагается установление пороговых индикаторов социально-экономического развития для всей территории, ее частей, отраслей и отдельных предприятий. Комплекс мер индикативного управления предполагает взаимные обязательства органов власти и предприятий по оказанию поддержки предприятиям и достижением последними пороговых индикаторов. Поддержка может предполагать как организационные, консультативные меры, поддержку во взаимодействии с другими муниципалитетами, регионами, государствами, так и финансовую помощь. Такая система в коренным образом отличается от обычно используемой в России и предполагает более активное участие муниципальных образований в достижении показателей развития. Система или ее элементы уже используется в некоторых субъектах РФ, например, Республике Татарстан, Республике Бурятия и др. Поэтому ее изучение не только теоретическая поддержка, но и насущная необходимость для муниципальных служащих этих регионов.

Подробнее о системе индикативного управления можно узнать из сборника: Система индикативного управления: опыт и направления развития. Материалы конференции. — Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2001.

Знания, умения, навыки необходимые
для реализации рассматриваемого направления

Требования к муниципальным служащим, занимающимся реализацией рассматриваемого направления, и оценка степени полноты преподавания необходимых знаний в академии представлена ниже. При этом условные обозначения имеют следующее значение:

+ +

наиболее полное раскрытие;

+

достаточное раскрытие;

– +

неполное раскрытие;

явно недостаточное раскрытие.

Муниципальный служащий, работающий в сфере разработки и реализации программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования, должен отвечать следующим требованиям:

иметь представление:

о сущности социально-экономического положения и развития общества;

о роли государства и местного самоуправления в регулировании социально-экономического развития общества;

о сущности и особенностях стратегического управления;

о советском и зарубежном опыте программирования комплексного социально-экономического развития территорий.

о методе индикативного управления социально-экономическим развитием;

знать:

показатели социально-экономического положения общества;

методы прогнозирования социально-экономического развития общества;

программно-целевой подход в управлении;

особенности взаимодействия различных уровней управления (федерация, субъект федерации, муниципальные образования различных уровней, предприятия и организации, население) при разработке и реализации программ социально-экономического развития;

организационные структуры муниципального образования, занимающиеся принятием и организацией выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития;

порядок разработки и реализации программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования;

методы, способы, механизмы и виды мероприятий для реализации программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования;

принципы и методы оценки эффективности программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования.

уметь:

делать прогнозы социально-экономического развития муниципального образования;

определять основные направления развития, проблемы в социально-экономическом положении муниципального образования;

определить мероприятия, необходимые для развития и преодоления проблем муниципального образования;

разрабатывать документы (прогнозы, концепции, программы, планы, проекты) по социально-экономическому развитию муниципальных образований;

формировать организационную структуру для разработки и реализации программ социально-экономического развития муниципальных образований (подразделения, полномочия, функции, должности);

уметь осуществлять процедуры взаимодействия между федеральными, региональными и муниципальными органами власти, предприятиями, организациями и населением в ходе разработки и реализации программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования;

уметь осуществлять основные виды мероприятий в ходе реализации программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования;

уметь оценивать эффективность программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования.

Приложение 1

Структура программ социально-экономического развития

I. Паспорт программы

II. Основное содержание

1. Социально-экономическое положение и основные направления развития муниципального образования

1.1. Социально-экономическое положение муниципального образования

1.2. Основные проблемы социально-экономического муниципального образования

1.3. Оценка действующих мер по улучшению социально-экономического положения муниципального образования

2. Цели, задачи, сроки и этапы реализации программы

3. Система программных мероприятий

4. Механизм реализации программы

5. Ресурсное обеспечение программы

6. Оценка эффективности социально-экономических и экологических последствий от реализации программы

7. Организация управления программой и контроль за ходом ее реализации

III. Приложения к программе

Приложение 1. Система программных мероприятий

Приложение 2. Программные мероприятия

Приложение 3. Эффективность программных мероприятий

Приложение 4. Объемы и источники финансирования

Приложение 5. Комплекс мероприятий по совершенствованию нормативно-правовой базы и осуществлению институциональных преобразований

Приложение 6. Мероприятия, предлагаемые для софинансирования за счет средств федерального бюджета и регионального бюджета

Приложение 7 Объем финансовых средств, поступивших из федерального и регионального бюджетов в бюджет муниципального образования в ________ гг.

Приложение 2

Показатели и таблицы, программ социально-экономического развития

К главе 1

Таблица «Объем валового регионального продукта»

Таблица «Структура валового регионального продукта»

Таблица «Индексы физического объема производства промышленной продукции»

Таблица «Отраслевая структура промышленного производства»

Таблица «Производство важнейших видов продукции промышленности, в натуральном выражении»

Таблица «Индексы физического объема производства продукции сельского хозяйства»

Таблица «Производство важнейших видов продукции сельского хозяйства»

Таблица «Грузовые и пассажирские перевозки транспортом общего пользования»

Таблица «Объем внешней торговли»

Таблица «Основные показатели инвестиционной деятельности»

Таблица «Оборот розничной торговли»

Таблица «Индексы цен (тарифов)»

Таблица «Занятость и безработица»

Таблица «Структура занятости населения»

Таблица «Доходы и расходы населения»

Таблица «Основные демографические показатели»

Таблица «Развитие малого предпринимательства»

Таблица «Объем доходов и расходов регионального консолидированного бюджета муниципального образования»

Таблица «Структура доходов и расходов консолидированного бюджета муниципального образования»

Таблица «Правонарушения»

Таблица «Основные проблемы социально-экономического развития муниципального образования»

К главе 3

«Информация по инвестиционным проектам для рассмотрения вопроса об их включения в программу социально-экономического развития муниципального образования»

Таблица «Краткая информация о проекте и о предприятии-заявителе»

Таблица «Инвестиционные затраты по проекту»

Таблица «Инвестиционный план по проекту (расшифровка затрат по мероприятиям)»

Таблица «Источники финансирования заявленного проекта»

Таблица «График возврата заемных средств»

Таблица «План производства и реализации продукции (услуг) по проекту в натуральном выражении»

Таблица «Цены продукции (услуг) по проекту»

Таблица «Финансовые результаты производственной и сбытовой деятельности по проекту»

Таблица «Основные показатели деятельности предприятия - заявителя (без учет заявленных в программу проектов)»

«Информация по некоммерческим мероприятиям для включения в программу экономического и социального развития муниципального образования»

Таблица «Краткая информация о мероприятие и о предприятии (организации) - заявителе»

Таблица «Потребность в финансовых средствах для реализации мероприятия»

Таблица «Источники средств для финансирования мероприятия»

Таблица «Возможные эффекты от реализации мероприятия»

К главе 5

Таблица «Структура финансирования программы»

Таблица «Объемы и источники финансирования по программе в целом»

Таблица «Объемы и источники финансирования по разделам программы»

К главе 6

Таблица «Уровень бюджетной обеспеченности муниципального образования»

Таблица «Динамика увеличения объема промышленного производства с учетом реализации программы»

Таблица «Объем произведенной продукции и услуг в рамках программы»

Таблица «Поступления налогов по муниципальному образованию в рамках программы»

Таблица «Бюджетный эффект для муниципального бюджета»

Таблица «Бюджетный эффект для федерального бюджета»

Таблица «Бюджетный эффект для регионального бюджета»

Таблица «Социальный эффект по программе»

г. Новосибирск, май 2003 г.

 

Начало раздела

 

 

smartpage@narod.ru

Ó SMart inov.

18.09.2003

Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100Rambler's Top100Rambler's Top100

 

Hosted by uCoz